Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.В. Башкова,
ТулРИЦ, г. Тула

К 90-летию публикации сборника
Н.К. Рериха «Держава Света».

Стендовое сообщение


В 2021 году исполняется 90-летие публикации сборника Николая Константиновича Рериха «Держава Света». Этот сборник ярких публицистических работ (приветствий, обращений, писем, статей) впервые увидел свет в 1931 году в Нью-Йорке в издательстве «Алатас». Это издательство было основано в 1924 году самим Н.К. Рерихом в содружестве с русским писателем, переехавшим на жительство в Америку, Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым.

Именно сборник «Держава Света» наиболее полно отражает активную общественную деятельность Николая Константиновича Рериха на её новом витке утверждения «Пакта об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» на международном уровне. В поддержку этой культурной инициативы в разных городах Европы и Америки стали образовываться общественные комитеты, проводились конференции, посвященные Пакту Рериха. Эта идея была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Её приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн, М. Метерлинк и мн.др. Общественный резонанс был столь велик, что в 1929 году Н.К. Рерих был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.


Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.
1932 г.
Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932 г.
Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма.
1932 г.
Н.К. Рерих. Святой Франциск. 1932 г.
Н.К. Рерих. Святой Франциск.
1932 г.

Название сборника «Держава Света» выражает его главную тему и представляет собой одно из определений Культуры, которое давал ей Николай Константинович. Именно Культура охватывает все сокровища Света: Знания, Красоты, Блага, человечности и любви, мужества и творческого дерзания. По мысли Н.К. Рериха, все созидательные ценности и духовные идеалы светоносны, и только они способны зажечь и поддержать огонь жизни в человеке и мире.

В сборнике освещаются многообразные вопросы: значимость Культуры в жизни человека и общества, необходимость охраны её материальных объектов, важность дальнейшего развития Культуры в одухотворённом и светлом творчестве не только её выдающихся представителей, но и каждой личности, сознательно идущей по пути созидания и совершенствования. На страницах книги Н.К. Рерих акцентирует внимание на соотношении понятий Культуры и цивилизации, роли женщины в приобщении подрастающего поколения к духовным ценностям, обосновании идей Пакта и Знамени Мира в военное и мирное время, ценности труда работников сфер просвещения и образования, утверждении всемирного дня Культуры и многом другом.

Сборник открывается большой одноимённой статьей «Держава Света». Она посвящена особому аспекту понимания Культуры как сферы человеческого сердца, которое должно быть очищено от эгоизма и невежества, чтобы навсегда стать светоносным очагом чистоты, доброты, самоотверженной помощи другим людям. «Внутренний человек хочет только добра, – подчеркивает Н.К. Рерих, – и в минуты сердечного сияния он необманно знает, где благо. Из сердечного сияния истекает лишь благо, и свет излучаемый может пресекать все изломы нарощенного невежества. …Жить в духе – значит сиять и благотворить, и постигать, жить в плоти — значит затемнять и осуждать, и невежествовать и удлинять путь. …Во имя близких мы не должны нарушать ритм волн света. …Чем напряженнее свет, тем слабее тьма. …Надо светиться, надо рождать и усилять свет сердца». В понимании Н.К. Рериха культурный человек обязательно будет нравственным, духовно устремленным и сердечным.

Высокое назначение Культуры и её цель, по мысли Николая Константиновича, заключается в духовном восхождении человека, ничем непрерываемой эволюции его многомерного существа. В чем же видел мыслитель такую мощную движущую силу Культуры? В сознании Красоты. Он утверждал: «Основная задача – поощрять всячески развитие внутреннего сознания Прекрасного, этого истинного щита против тьмы невежества. …Мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом. …В самопожертвовании, в творении бескорыстного создания красоты, на котором мы сосредоточим высшую духовную силу, мы станем истинными сотрудниками Вышнего» («Прекрасное (Приветствие Школе Дальтона)»).

В статье «Знамя Мира (Конференция в Бельгии)» Н.К. Рерих обозначает ступени подлинной, духовной эволюции человека: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры».

В этом же сборнике Николай Константинович даёт свое понимание этимологии самого слова Культура: «…Культура имеет два корня – первый друидический, второй восточный. Культ-Ур – значит Почитание Света» («Латвийскому Обществу имени Рериха»). Если Культура – это Свет, то противостоит ей хаос и тьма, безобразие, разрушение и деградация. Эти две непримиримые силы борются в сознании человека. Позиция Н.К. Рериха – это активное противостояние и противодействие тьме невежества и злу. Николай Константинович наполняет и расширяет понятие Культуры многогранными смыслами, показывает его жизненные практические аспекты: «Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути культуры, но тем заботливее мы должны охранять доступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции культуры. Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания» («Знамя Мира (Конференция в Бельгии)»).

Под Культурой мыслитель понимал синтез лучших достижений человечества в области науки, искусства, религии и философии. Без приобщения к духовным и нравственным сокровищам Культуры невозможно становление человеческой личности и дальнейшая эволюция человечества на планете.

Отметим, что культурологические взгляды Н.К. Рериха изучаются и постепенно входят в сферу образования. Так, они представлены в замечательном учебном пособии доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Светланы Николаевны Иконниковой «История культурологических теорий» (СПб.: «Питер», 2005. Глава 10) наряду с концепциями других выдающихся зарубежных и русских культурологов: Н.Я. Данилевского, П.Н. Милюкова, Ю.М. Лотмана, О. Шпенглера, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассета, А. Тоффлера и др. Истории и утверждению Пакта Рериха посвящены многие монографии, сборники и статьи.


Н.К. Рерих. Знамя Мира. Pax cultura (Пакт Культуры). 1931 г..
Н.К. Рерих. Знамя Мира. Pax cultura
(Пакт Культуры). 1931 г.
Н.К. Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница, Мадонна Защитница). 1933 г.
Н.К. Рерих. Sancta Protectrix
(Святая Покровительница, Мадонна Защитница). 1933 г.



*   *   *

Н.К. Рерих. Обществу Славянской Культуры (1931)

В какой стране предпочтете жить? – Конечно, в стране Культуры.

Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? – Культуре.

Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? – Конечно, Культуре.

Чем вы обновите ваше сознание? – Победным светом Культуры.

Не потрясатели ли вы? – В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную.