Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Т.М. Деменко,
руководитель видеостудии СибРО

«Стопам Твоим последовати».
К 600-летию обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского (18 июля 1422 – 18 июля 2022)


  

«Иже успеет услышать своего духа голос,

над бездною вознесётся». – Так говорил Сергий.

Листы Сада Мории. Озарение. 2 – III – 11


Часть 1. Ученики и обители Сергиева круга

Имя и подвиг Святого Сергия озарили своим светом целую эпоху – эпоху начала духовного подъёма Руси и освобождения её от тяжкого иноплеменного ига. Имя Сергия неподвластно времени. Волны истории то выносят его на поверхность, являя миру широкие и благие следствия Сергиевых деяний, то скрывают в глубоких слоях океана жизни. Но и тогда Он незримо влияет на сложный процесс духовной эволюции. Он всегда на дозоре, и в разные века, в роковые моменты истории Руси Он вновь и вновь заслоняет её щитом своим от новых попыток поработить её. И тогда восходит заря Сергия, чтобы осветить Русь духовным Светом и пробудить сердце народа. Наталия Дмитриевна Спирина писала: «Вспоминая о Преподобном Сергии, мы обращаемся не только к прошлому. Такие, как Он, – вне времени. Они пребывают и в настоящем, и в будущем. Они всегда с нами, когда мы с Ними. Будучи с Ними, мы даём возможность помогать нам, открываем Им вход в нашу жизнь» («Имя Святое – Сергий» // Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 202).

Нравственный запас силы народа – величина не постоянная. С одной стороны, его истощают беды и горе, тягости жизни, как было во время разорения Руси татаро-монголами, когда растерзанная страна сотни лет пребывала в состоянии духовной и физической разрухи. С другой стороны, именно противостояние тем же трудностям может пробудить и возжечь огонь духа. Не в благополучные и спокойные времена появлялись на Руси Подвижники и Благие Помощники. Именно они помогали народу пополнять этот нравственный запас, с которым только и возможно возрождение и процветание страны.

Академик В.О. Ключевский писал: «Творя память Преподобного Сергия мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас… обновляем его, пополняя произведённые в нём траты» (Цит. по: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2014. С. 22).

Как негасимый огонь, встаёт перед нами Облик Сергия – светоча духовной культуры. И если мы в сердце с Ним, то и Он – с нами.

Для того чтобы понять, как распространялось благое влияние личности Сергия на его современников и как затем передавалось из века в век, вспомним о том, что лежало в основе духовного водительства Преподобного и его отношения к тем, кто приходил к нему за «спасением души» и впоследствии становились его учениками.


 

Прежде чем к Сергию в пустынь пришли первые ученики, он творил свой молитвенный и трудовой подвиг один. Молодой подвижник стремился к иноческому «особножительству», молитвенному уединению, собеседованию с Высшим. В постоянных трудах и предстоянии он «стяжал в себе дух мирен», и огонь его духа начал притягивать к нему ищущих спасения.

После того как Преподобный Сергий прожил в одиночестве на Маковецкой горе, претерпевая все тяготы пустынножительства, как пишет Епифаний Премудрый, «или два лете или боле, или меньши», молва о нём начала расходиться. «…Пришли к нему и желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число учеников его» (Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2014). Мало-помалу набралось в монастыре 12 человек. «На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника» (Там же). Трудно было тогда различить по внешнему облику, кто из них старший, а кто младший в обители. Такое положение существовало, как считают исследователи, около двенадцати лет.

Пришёл к Преподобному Сергию и архимандрит Симон из Смоленска и остался в Маковецкой обители. Он говорил, «что полезнее быть послушником у Преподобного Сергия, нежели начальником в другом месте». Именно Симона Сергий привлёк в свидетели чуда явления множества райских птиц, когда воззвал к Преподобному глас с неба: «Смотри и виждь множество иноков, сошедшихся в паству, тобою направляемую. Так умножится стадо учеников твоих и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».


 

К этому времени Сергий уже был полон стремления ввести в обители общинножительный устав.

Известно, что благословение на общинножитие было ему дано Константинопольским Патриархом Филофеем после 1364 года.

В Житии говорится, что, Преподобный Сергий вводил общежительные принципы не жёсткими мерами и не сразу, но постепенно и целенаправленно. Он создавал сплочённую духовную семью, взращивая и воспитывая братию собственным примером. Постепенно Сергий, уже став игуменом, сумел привить монахам общежительный дух и понимание высоких целей иноческой жизни.

Монастырская общинножительная реформа со временем привела Сергиеву обитель к процветанию, что позволило ввести в ней странноприимство и построить построить дом для богомольцев и странников. Это было воплощением давней мечты Преподобного, Завет которого «странноприимства не забывайте» стал для его учеников образцом отношения к миру. Монастыри, основанные учениками Сергия в XIV – XV вв., развивались далее в этом направлении: они поддерживали крестьян в голодные годы, создавали школы и лечебницы. Именно служение людям было отличительной чертой учеников Сергия.

Так со времени великого Маковецкого пустынника изменяются форма и направление русской монастырской жизни и характер освоения территорий. Духовной основой монастырей становятся общинножительный устав и служение миру; иноки начинают осваивать ранее дикие места, и отныне, по словам В.О. Ключевского, монастыри, как оплоты веры, возникают «вдали от городов, в лесной глухой пустыне, ждавшей топора и сохи», в то время как в домонгольский период монастыри основывались преимущественно в городах.


С.Н. Ефошкин. Преподобный Сергий. Голуби.
С.Н. Ефошкин. Преп. Сергий. Голуби.
Школа Преподобного Сергия Школа Преподобного Сергия.

Ещё одна черта характеризует подвижников Сергиева круга и их учеников: все они трудятся в поте лица, а не живут за счёт милостыни. Однако всегда напряжённый труд сочетается у них с сосредоточенной молитвой.

Итогом жизни многих нёсших монашеский подвиг учеников Сергия стали переход от отшельничества и особножительства к общему житию, создание собственных обителей и монастырей, последующее старчество и служение людям.

Думал ли Преподобный Сергий, что посвящает себя не только делу восстановления былого величия русского монашества? Во многом именно благодаря Сергиевому примеру для его эпохи стали характерны обращённость духовного подвижника к народу, служение Родине.

Так, в Северо-восточной Руси возникали десятки обителей, основанные Сергием и его учениками, назовём некоторые из них. «Преподобный, кроме своей первоначальной Обители на Маковце, сам построил и Обитель Киржачскую. Преподобный Сергий помогал и митрополиту Алексию в устройстве Московского Андроникова монастыря. Причём все места для Обителей Преподобный избирал сам лично, совершая все эти многовёрстные передвижения пешком. Ещё при жизни Преподобного ученики его были поставлены им игуменами в основанных им монастырях. Так, Блаженный Роман – первый игумен Киржачской Обители; Преподобный Андроник – настоятель Спасского монастыря на реке Яузе, из которого вышли знаменитые иконописцы Даниил Чёрный и Андрей Рублёв; Блаженный Сергий и Павел, основатели Борисоглебского монастыря; Святой Феодор, племянник Преподобного, – игумен Симоновского монастыря; Никон Радонежский, которого Сергий за полгода до своей кончины поставил своим преемником в Троицкой Обители» (Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский).


 

Множество монастырей, основанных Сергием и его учениками на рубеже XIV–XV веков, представляли собой сеть взаимосвязанных между собой духовных центров, обширный собор единомышленников, устремленных к Высшему и неустанно самосовершенствующихся во имя Общего Блага. Ученики Сергия несли в мир духовный свет, они являли пример добродетели. Обители становились опорой государства в объединении страны и строительстве, средоточием духовной культуры и просвещения, прибежищем и защитой для простых людей.

        


Часть 2. «В похвалу Сергию»

Из всего множества «птенцов гнезда» Сергиева, приобщившихся к духовной традиции Преподобного ещё при его жизни, отметим троих: агиографа и летописца Епифания Премудрого, первого после Сергия игумена Троицкой обители Никона Радонежского и изографа, монаха-иконописца Андрея Рублёва. Каждый из них, с присущими ему талантами, озарённый светом великого сознания Сергия, продолжал его дело духовного построения Руси.

Все трое – представители одной эпохи, начавшие свою монашескую жизнь при великом Радонежском Игумене, проведшие разное время в Его обители. Все они внесли свой неоценимый вклад в сотворение «похвалы Сергию», то есть запечатление Его облика и духовных трудов для будущих веков.


 

В 1392 году, за полгода до ухода из жизни Преподобный поставил игуменом монастыря своего любимого и ближайшего ученика Никона, долгое время разделявшего с Сергием одну келью. Проходит не более года, и Никон по своему горячему желанию удаляется в затвор, в особую келью, – безмолвствовать, а игуменство принимает другой ученик Преподобного – Савва Сторожевский. Через 6 лет Никону по мольбам братии пришлось вернуться, поскольку Савва был призван основывать новый монастырь в Звенигороде по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича.

Прошло около 10 лет мирной жизни в Троицком монастыре, а в 1408 году произошло трагическое событие, предсказанное Сергием, – разорение обители. Нашествие войск свирепого темника Золотой Орды Едигея на Московское княжество принесло горе многим русским городам, хотя сама Москва не была взята. Игумен троицкий Никон отчаянно молился и взывал к Сергию о помощи – о сохранении обители. И вот в сонном видении к нему явились святители Московские Пётр и Алексий вместе с Преподобным. «Так угодно судьбам Божиим, – изрёк Сергий, – чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится ещё более». Вскоре последовало предсказанное Им: вся Обитель, в том числе и стоявшая над местом погребения Сергия деревянная церковь были сожжены дотла ордынским войском. Но преподобный Никон с братией успел скрыться и сохранить некоторые святыни, иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи. Когда опасность миновала, он возвратился на пепелище, и вместе с братией на прежнем месте стал заново возводить обитель.


 

Тогда же у Никона зародился замысел прославления любимого им Великого старца в лике святых и возведения на месте сожжённого деревянного Троицкого храма – каменного. Однако получить согласие от только что прибывшего из Византии митрополита Фотия на прославление ещё неведомого ему русского монаха тогда не удалось. Не было и достаточных пожертвований от князей на каменную церковь: князья Московской земли вынуждены были возобновить уплату дани Орде. Через 4 года, в 1412 г. на месте погребения Сергия пришлось ставить снова деревянный Троицкий храм. Но это было только начало воссоздания Обители и увековечения Имени её основателя.

Сподвижниками Никона в деле прославления имени Сергия стали книжник Епифаний Премудрый и иконописец Андрей Рублёв. Некоторые исследователи предполагают, что в юные годы Андрей мог общаться с Преподобным Сергием Радонежским. Подтверждение этому содержится в «Гранях Агни Йоги»: «Его [Сергия] можно также назвать и покровителем истинного искусства, ибо Андрей Рублев был Его учеником и близким Его сотрудником» (1967 г. 203). Без сомнения, необходимость запечатлеть навеки Подвиг Великого Маковецкого старца все трое ощущали как Веление, как Завет Высших сил.


 

После освящения нового деревянного храма Епифаний прочитал перед всеми, кто собрался на торжество, своё «Слово похвальное Преподобному отцу нашему Сергию». Ряд исследователей считают, что и Андрей Рублёв написал свою знаменитую «Троицу» именно в это время, для деревянного храма, и лишь позже она была перенесена в каменный храм. Есть и другая точка зрения относительно этой иконы, написанной Рублёвым «в похвалу Сергию»: по мнению части исследователей, «Троица» была написана одновременно с иконостасом для нового каменного Троицкого собора в 1425 – 1427 годах.

Остальные деяния Никона по прославлению Сергия созревали и готовились ещё десяток лет. В эти годы Епифаний создаёт выдающееся произведение – «Житие Преподобного Сергия Радонежского», которое стало источником всех позднейших житийных писаний о Сергии. Сам же Сергиев ученик – Епифаний Премудрый – перешёл в иной мир в 1419 году.


 

В 1422 году началось задуманное Никоном строительство каменного Троицкого храма. В июле того же года были обретены нетленные мощи Сергия. Произошло это следующим образом. Преподобный явился во сне к одному благочестивому человеку, жившему близ обители, и велел известить игумена Никона и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покроенного, в воде, стесняющей тело моё?» А когда рыли рвы для фундамента нового каменного собора, были обнаружены нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нём были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. В присутствии богомольцев и духовенства святые мощи достали из земли. Их временно сохраняли в деревянной Троицкой церкви. Позднее на месте обретения мощей построили церковь Сошествия Святого Духа.

В 1426 г. при освящении каменного Троицкого собора мощи Сергия Радонежского были перенесены в него. Храм был расписан артелью во главе с Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.


 

Так были созданы и прошли сквозь века три драгоценных творения, созданные «в похвалу» и прославление подвига Сергия: словесное Епифаньево – житие Святого, иконописное Рублёвское – «Троица» и архитектурное, воплощённое Никоном, – Троицкий белокаменный храм, хранящий мощи Великого Маковецкого Подвижника.

И вот на протяжении шести веков словно бы сам дух Сергия, действующий через творения любимых учеников своих, помогает Руси после тяжких периодов разрух и смятения собирать себя воедино, восстанавливать свой нравственный запас, свои духовные силы.

В Записях Б.Н. Абрамова отмечается: «Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа» (1967 г. 270. (Гуру)). И это незримое влияние Его не иссякает поныне.

Эпоха конца XIV – начала XV столетия, в которой жил и творил Преподобный Сергий и его ученики, знаменовала собой возрождение национальной культуры. Это стало возможно благодаря пробудившемуся в сердцах людей стремлению к объединению всей Руси для свержения ненавистного ига. Преподобный был и остаётся духовным центром глубинных народных стремлений к улучшению жизни, укреплению самосознания и обретению подлинной независимости. Великий объединитель страны в прошлом, веками Он продолжает жить в духе народном, в деяниях его учеников и их последователей. Образ Святой Троицы, который внёс Сергий в сознание Руси, навсегда останется для нас великим символом объединения духовного опыта прошлого с непреложной, действенной верой в прекрасное будущее.