Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Л.Ю. Келим,
старший научный сотрудник,
Государственный музей Востока, г. Москва

Пересечение судеб. Благословлённые Н.К. Рерихом


  

Николай Константинович Рерих – яркая фигура на культурном и историческом поприще конца ХIХ – первой половины ХХ столетия. Его разносторонняя деятельность, богатое творчество соединили разные страны, народы, эпохи, области познания, виды и стили искусства. Неудивительно при этом, что Рерих был связан дружескими и деловыми отношениями с огромным количеством деятелей по всему миру. Среди этих людей были ученики и последователи Николая Константиновича. Это, например, студенты Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, где директорствовал (1906-1918) художник, занимаясь одновременно преподавательской работой. Целый ряд творческих личностей, не являясь формально учениками Рериха в художественном плане, считали себя таковыми, испытывая влияние его слова и мысли на свою работу и даже в целом – на судьбу. Отдельно стоит тема духовных учеников и последователей Н.К. Рериха, среди которых имя Бориса Николаевича Абрамова занимает особое место.

В фондах Государственного музея Востока содержится большая коллекция живописи и графики Николая Константиновича Рериха. Но также в музее есть работы художников, чьи жизненные биографии, раз пересекшись с путем Рериха, навсегда вобрали в себя память этих встреч. Имена этих художников: Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Цыренжап Сампилов, Яков Лукич Лихонос и Бирешвар Сен.


Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993).

Более известно имя первого из них, особенно изучающим и любящим творчество Н.К. Рериха. Кратко напомним, что Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий и члены группы «Амаравелла» лично встречались с Николаем Константиновичем Рерихом и членами его семьи – супругой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием, которые летом 1926 года непродолжительное время были в Москве. По совету Николая Константиновича осенью того же года Борис Алексеевич поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где учился на отделении графики у И. Нивинского, В. Фаворского и Н. Купреянова. В дальнейшем благодаря участию Рериха работы художников «Амаравеллы» экспонировались на выставках в США.


Эта встреча стала важной вехой и путеводной звездой в жизни художника-космиста. Память о ней помогла укрепить дух, пережить годы репрессий (14 лет Борис Алексеевич провел в лагерях и ссылке), утвердиться в своем художественном выборе и развить собственный творческий стиль. После войны он встречался с сыновьями Рериха – Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем – в периоды их пребывания в СССР. Между ними сложились близкие, доверительные отношения. Когда с 1960-х годов Государственный музей Востока начал устраивать выставки Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, Борис Алексеевич сотрудничал с музеем в деле популяризации рериховского наследия и стал его большим другом. Часть художественной коллекции (375 живописных и графических работ) Б.А. Смирнова-Русецкого хранится в фонде Музея Востока.


 

Б.А. Смирнов-Русецкий. Из цикла Космос.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Из цикла Космос.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Туманность Лиры.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Туманность Лиры.

Менее известны широкой публике факты встреч Н.К. Рериха с другими молодыми художниками, в судьбе которых он оставил неизгладимый след.


Цыренжап Сампилов (1893-1953).

Цыренжап Сампилович Сампилов – художник, основоположник бурятского станкового реалистического искусства.

Он родился в бурятском селении в семье охотника. В раннем детстве проявился его интерес к творчеству: мальчик любил вырезать из дерева фигурки животных и рисовать их силуэты. Но возможности обучаться искусству у юного Цыренжапа не было. Кем только ни доводилось ему работать: пастухом, чернорабочим, извозчиком... С 1914 года Сампилов жил в Чите; тут и началась его художественная жизнь. Он познакомился с известным скульптором-самоучкой Иннокентием Николаевичем Жуковым и начал практиковаться в его студии. А уже в 1919 году его первые работы (скульптуры «Всадник на лошади», «Лошадь», эскизы и зарисовки) участвовали в выставке, организованной И.Н. Жуковым и Д.Д. Бурлюком. Также Цыренжап Сампилов стал вольнослушателем Читинской художественно-промышленной школы, совмещая работу с учебой.


В 1925 году приезжавший в Читу Элбек-Доржи Ринчино, выдающийся общественный и политический деятель, заинтересовался творчеством Ц. Сампилова. Выкупив у него несколько работ, он помог отправиться бурятскому самородку в Ургу (Улан-Батор). В Монголии Сампилов был художником политуправления монгольской армии, преподавал рисунок и живопись монгольской молодежи. Через год в Урге была организована его персональная выставка работ.

В это время через Монголию проходила знаменитая Центральноазиатская экспедиция под руководством Н.К. Рериха. В 1927 году состоялась знаковая для Цыренжапа Сампилова встреча. Он показал свои работы Николаю Константиновичу, которые тот, по его воспоминаниям, «рассматривал с большим вниманием, с широким, всеобъемлющим размахом понимания, делал бесконечные замечания, лестно было услышать утешительный отзыв…»1. Цыренжап Сампилович написал несколько картин под наблюдением Николая Константиновича. Одну из них, а именно «Ганлан» (тибетский этюд), к которой лично прикоснулся Рерих, поправив «колоритную сторону пейзажа», он же впоследствии и купил с выставки.


Одним из любопытнейших моментов этой истории является легенда о том, что во время общения двух художников они написали портреты друг друга и затем обменялись ими. Также Рерих подарил Сампилову и один этюд2.

В 1972 году семья Сампилова передала в Республиканский художественный музей г. Улан-Удэ две работы: горный пейзаж и портрет молодого Сампилова, написанные Н.К. Рерихом. В настоящее время обе выставлены в постоянной экспозиции музея. На обороте пейзажа есть автограф Рериха: «Около Кучар. Сампилону3 на память с приветом к новой работе. 1927».

Авторство же портрета, на наш взгляд, вызывает сомнения. На лицевой стороне есть подпись Рериха, но ее почерк нельзя однозначно идентифицировать как почерк именно Николая Константиновича. Указанная дата – 1925 год – также противоречит тому факту, что в Урге Рерихи пробыли зиму 1926-1927 гг.

Портрет написан маслом в академической манере, которая была свойственна Н.К Рериху лишь в ранний период его творчества в конце ХIХ – начале ХХ века. В качестве доказательства подлинности портрета в публикациях и интервью упоминается рериховская подпись на его обороте, но при этом приводится текст надписи с пейзажа «Около Кучар». Возможно, портрет и был написан Рерихом, но не Николаем, а его братом Борисом, посещавшим Ургу в 1926 году. Известно, что Борис Константинович был хорошим портретистом. Истории написания двух произведений двумя Рерихами со временем могли слиться воедино и отложиться в сознании родственников Сампилова в искаженном свете. Проблему могла бы разрешить возможность рассмотреть оборот портрета, который до сих пор никогда не публиковался.


Встреча с Рерихом, заметившим в начинающем художнике дар анималиста и мастера пейзажа, имела огромное значение, она придала Сампилову большую уверенность в своих силах. Важным советом мастера было «перейти от этюдов к законченным вещам»4. И действительно, с этого момента Сампилов всё больше внимания уделяет станковой живописи.

В 1927–1930 годах Ц. Сампилов учился в московском ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте, бывший ВХУТЕМАС) на живописном факультете у профессора Д. Штеренберга. На данной страничке истории имеется пересечение судеб: в эти же годы в институте, правда, на другом факультете обучался Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий.


В Государственном музее Востока хранится 28 живописных и графических работ, в которых бурятский художник просто и правдиво создал образ родного Забайкалья.


Яков Лукич Лихонос (1891-1942).

Яков Лукич Лихонос – живописец, скульптор и архитектор. Он родился в крестьянской семье, на Украине. В Таганроге окончил школу прапорщиков, и дальнейшие годы его жизни были связаны с военным делом. Вместе с этим Яков Лукич обладал художественным талантом, поэтому решил пополнить свое образование. Он обучался на вечерних курсах Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств в Петербурге5, где был замечен Николаем Константиновичем Рерихом, возглавлявшим на тот момент школу. Директор высоко ценил пейзажную живопись Якова Лукича и приветствовал изучение им древнерусского зодчества.

С 1914 года Лихонос был участником Первой мировой войны, позже – Гражданской (в составе армии Колчака). После отступления Белой армии на восток зимой 1920 года эмигрировал в Китай и первое время жил в Харбине. Интересно отметить ещё одно пересечение путей: Борис Николаевич Абрамов также являлся участником Гражданской войны, дошёл до Дальнего Востока и с 1920 года жил в Харбине. Нам доподлинно неизвестно о знакомстве их друг с другом. Но кто знает, возможно, Борис Николаевич и посещал персональные выставки в здании харбинского Коммерческого собрания, которые в 1920, 1921 и 1923 годах провел Яков Лукич.

В 1923 году Лихонос переехал в Шанхай, где и жил до конца своей жизни. Здесь он основал собственную архитектурно-строительную компанию. Он занялся архитектурно-декоративными работами и через некоторое время стал одним из самых востребованных русских художников и архитекторов в китайской эмиграции. Его скульптурные композиции украшали здания шанхайского Сити. Лихонос участвовал во многих выставках, персональных и коллективных6.


Самым известным его архитектурным проектом является кафедральный собор Божией Матери «Споручницы всех грешных» в Шанхае. Храм чудом уцелел во время «культурной революции» в Китае и «дожил» до сегодняшнего дня. Согласно легенде, в нем воплощены черты разрушенного большевиками Храма Христа Спасителя. Во время его строительства (1933-1937), в сентябре 1935 г., в рамках Маньчжурской экспедиции Шанхай посетил Николай Константинович Рерих. Здесь состоялась встреча учителя и ученика. Рерих осмотрел кафедральный собор и дал некоторые рекомендации по его внутренней отделке. Китайская пресса писала о том, что художник Я.Л. Лихонос, провожавший своего любимого учителя, сказал: «Трудно поверить, что 21 год прошел с тех пор! …Как будто, все это было так недавно! Кажется, только по сыну и можно сказать, сколько времени прошло. Я помню Юрия Николаевича и его брата, какими они были в то время. Мне так отчетливо представляется, как они спускаются по лестнице, одетые в пушистые белые шубки, сопровождаемые своей красивой и элегантной матерью…»7. В интернет-публикациях есть упоминания о том, что Лихонос в годы эмиграции переписывался с Рерихом, но, к сожалению, об этих письмах нам ничего не известно.


Также мало мы знаем о живописных подлинниках. После смерти художника его сын Игорь передал в советское консульство в Шанхае 70 работ отца, однако их след теряется в истории. Восемнадцать работ, которые хранятся в Музее Востока в Москве, были переданы из Министерства иностранных дел в 1946 году. На картинах Якова Лукича Лихоноса изображены пейзажи района Шанхая Наньтао, китайские монастыри и монахи, буддийские божества. Произведения отличают уравновешенная композиция, насыщенные, яркие краски и неожиданные светотеневые переходы.


Бирешвар Сен (1897-1974).

Бирешвар Сен – индийский художник, представитель так называемого Бенгальского Возрождения.

Бирешвар Сен родился в Калькутте, учился у Абаниндранатха Тагора, известного художника, основоположника современной национальной индийской живописи. Абаниндранатх Тагор вместе с группой других художников выступал за утверждение старых традиций в противовес европеизированному искусству, получившему распространение в Индии во второй половине XIX века. Течение приобрело широкую известность под названием «Бенгальское Возрождение». Бирешвар Сен стал последователем нового искусства, ставившего целью выразить национальные идеалы.

Б. Сен сначала занимался преподавательской работой в художественных школах Патны и Лакхнау, затем более приоритетными для него становятся занятия живописью. Он работал главным образом в области пейзажа, создавая полные жизненной правды образы родной природы, проникнутые большой человечностью. Обладая острым чувством цвета, художник искусно передавал различные световые эффекты.

Значительное влияние на Б. Сена оказал Н.К. Рерих, с которым он встретился ещё в 1923 году, когда семья художника только начала свое путешествие на Востоке. В очерке Николая Константиновича Рериха «Индия» есть упоминание о нем: «С 1923 года мы объехали главные достопримечательности Индии… и всюду нашли сердечное приветливое отношение. […] Скрепилась дружба с художниками Асит Кумар Халдар, Биресвар Сен…»8. Асит Кумар Халдар также был последователем Абаниндранатха Тагора. Позже он возглавит Государственный колледж искусств и ремесел в Лакхнау, а Бирешвар Сен будет в нем преподавать. Оба художника участвовали в продвижении Пакта Рериха в Индии.

Более тесное общение русского и индийского художников началось в 1930-х годах, когда Николай Константинович уже обосновался в Индии. В период гималайского затворничества Рерих создает сотни пейзажей-медитаций, в которых произошло слияние европейской классической школы живописи с восточными (китайскими, индийскими) принципами искусства.


Своим неповторимым искусством в передаче горного ландшафта Рерих увлек индийских мастеров. Известно, что в Индии миниатюристы создавали лишь условные изображения гор. И даже в начале ХХ в. художники только повторяли манеру средневековых мастеров. С 1930-х гг. открывается новая область индийской пейзажной живописи, пионером в которой становится Бирешвар Сен. Встречи и переписка с Н.К. Рерихом оказали сильное влияние на Сена как в художественном, так и в духовном плане. Если в начале своего творческого пути Сен писал элегические композиции, то затем он стал воспевать красоту и величие Гималайских гор. У него более сдержанная, камерная манера по сравнению с Рерихом, но налицо сходство принципиальных методологических и композиционных решений.

Вслед за Сеном в Индии появилась целая плеяда мастеров, которые с увлечением писали горные ландшафты, причем в реалистической манере9. Это совпадало с общими тенденциями в изобразительном искусстве Индии в 1940-е гг. При этом Рерих, несомненно, внес существенный вклад в процесс обновления художественной жизни Индии.

Три работы 1950-х гг. Бирешвара Сена находятся в фонде Музея Востока: «Волшебный пруд», «Святая святых» и «Благословение святого».

***

Тот факт, что без специального подбора работы благословлённых Рерихом художников (разных национальностей) волею судеб оказались рядом с произведениями своего наставника, в одном музее, лишний раз подтверждает масштаб личности Н.К. Рериха, силу его воздействия на умы людей и мировую культуру.


_______________________


1 Цит. по: Соктоева И.И. «Н.К. Рерих и художники Бурятии». Авторизованная машинопись из архива О.В. Румянцевой.

2 Цыренжап Сампилов. Живопись и графика. Альбом. Улан-Удэ, 2010. С. 11.

3 Так в подписи.

4 Соктоева И.И., там же.

5 Лихонос Я.Л. окончил Рисовальную школу в 1914 году.

6 Шаронова В.Г. Русский след в Шанхае // Золотая палитра. 2012. № 1 (7). С. 13–14.

7 «Копейка». Шанхай, 1935. Цит по: М.Я. Дубаев. «Харбинская тайна Рериха» С. 405.

8 Рерих Н.К. Индия [1937] // Листы дневника. II том (1936 – 1941). М., 1995. С. 115.

9 Подробнее: Потабенко С.И. Н.К. Рерих и современное индийское искусство // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978. С. 220–224.