Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
И.Н. Гречиц,
г. Ломоносов, Ленинградская обл.

Через красоту и искусство имеем Свет


  

Красота, творчество и культура – основы развития человеческого общества, вершины его достижений, синтез творящих идей во всех областях жизни. Каждое запечатленное в искусстве событие или явление, наполненное вдохновением и красотой, оставляет неизгладимый след в памяти человечества.

Спустя века и тысячелетия эти явления мира прекрасного связывают нас по созвучию, становясь центрами зарождения новых впечатлений и устремлений в жизни человечества. Мы можем к ним прикоснуться через памятники культуры, оставленные как значимые события времени, как наследие для будущих поколений.

В «Гранях Агни Йоги» подчеркивается: «Цель эволюции человека – творчество. Исполняя Космическое Веление, человечество творит. Причем творчество это столь широко и многообразно, что охватить его во всех формах почти невозможно. И все же высшую форму творчества человеческого остается искусство. Оно открывает пути к Высшим Мирам, и оно поднимает дух на высшие ступени совершенствования. Сказано ясно и исчерпывающе: “Через искусство имеете свет”» (Гр.А.Й. 1972 г. 156).

«Истинное творчество поднимается в устремлении своём к Свету на крыльях духа. И когда стои́те перед полотном такого художника-творца, то и у вас вырастают крылья. Потому истинное творчество вдохновляет и возвышает человека, перенося его в Миры высшей реальности. Через искусство имеете Свет» (Гр.А.Й. 1972 г. 332).


С.Н. Рерих. Глина приобретает форму (Дом гончара).
С.Н. Рерих. Глина приобретает форму (Дом гончара).

Искусство – это ведущий фактор нашей духовной жизни. Произведения искусства, отражающее красоту природы и человека как её неотъемлемой части, устремляют нас к духовности и совершенствованию. Если чье-то творчество не ставит этих целей, то оно и остаётся в пределах внешних форм. В книге «Зов» указывается: «Хорошо показать людям суровое правдивое суждение о явлении истинно сурового и глубокого творчества. Худо примиряться пустой внешностью и шумихой балагана» (Зов. 144). Живая Этика напоминает нам: «Главное, надо понять, что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение» (Община, 63).

«Мир Новый строится на принципе Красоты, – утверждается в «Гранях Агни Йоги». – И Красота, войдя во внутренний мир человека и наполнив его и озарив его мысль, поступки и чувства освободит сознание от личного сора, от мыслей случайных и мелких, от всего того, что порождается отсутствием Красоты, то есть безобразием» (Гр.А.Й. 1972 г. 434).


С.Н. Рерих. Мы сами строим свои тюрьмы.
С.Н. Рерих. Мы сами строим свои тюрьмы.

О России и русском искусстве в книгах Учения Живой Этики отмечается: «Россия процветет искусством». «Нрав русского народа просветит красота духа» (Зов. 193).

«Золотым веком» русской культуры принято называть XIX-е столетие. Это особенный период в истории России, время небывалого взлёта культуры, когда страна смогла дать миру гениев во всех сферах искусства: в литературе, в музыке, в живописи, в архитектуре, а также в науке. В эту эпоху завершилось формирование русского литературного языка, и достигло апогея национальное самосознание общества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создала бессмертные образцы для последующих поколений.

Историк К.Н. Бестужев-Рюмин писал: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю. …Музей – одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания…» Философ Н.Ф. Фёдоров говорил о музеях как о прообразах культурного бессмертия.

Эти мысли созвучны идеям Николая Константиновича Рериха, которые он выразил в своих многочисленных выступлениях и статьях: «…Прекрасные памятники прошлого нужны не только как музейные редкости, но как самые прочные ступени будущей культуры страны. Не знающий прошлого не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатлённую в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох. Мы должны с великим попечением изыскивать ещё не тронутые варварскою рукою древности и дать им значение, давно заслуженное» («Письмо в редакцию». 1909 г.).


Н.К. Рерих. Ростов Великий. Вход в Кремль.
Н.К. Рерих. Ростов Великий. Вход в Кремль.
Н.К. Рерих. Углич. Воскресенский монастырь.
Н.К. Рерих. Углич. Воскресенский монастырь.

Главным источником искусства является природа. Она как подлинный творец наполняет мир звуками, цветами, запахами, энергией движения и развития и объединяет всё это в одно гармоничное целое.

Природа Земли – это лучшая школа творчества. Цели подлинного искусства всегда возвышенны, также и богатейшая симфония природы звучит как одухотворённый аккорд жизни.

Николай Константинович Рерих в 1901 году в своей статье «К природе» писал: «Сильно в человеке безотчетное стремление к природе… Всё нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше – и то ополчилось и толкает к природе нас, [измученных] суетою и изверившихся. Конечно, как перед всем естественным и простым, часто мы неожиданно упрямимся; вместо шагов к настоящей природе стараемся обмануть себя фальшивыми, нами же самими сделанными её подобиями, но жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего, и никогда ещё, как теперь, не раздавалось столько разнообразных призывов к природе. (…)

Всякое общение с природой как-то освящает человека… (…)

“Бросьте все, уезжайте в природу”, – говорят человеку, потерявшему равновесие, физическое или нравственное; но от одного его телесного присутствия в природе толк получится ещё очень малый, и хороший результат будет, лишь если ему удастся слиться с природой духовно, впитать духовно красоты её, только тогда природа даст просителю силы и здоровую, спокойную энергию.

Тем и важно, что искусство теперь направляется усиленным ходом в жизнь, в природу, и толкует зрителям и слушателям разнообразными наречиями красоту её».


Урочище. Действие 3-е. Эскиз к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Урочище. Действие 3-е.
Эскиз к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Б.А. Смирнов-Русецкий.
Б.А. Смирнов-Русецкий.
1978 г.

Неповторяемость и многообразие природы дают рост миру души, наполняя его внутренней красотой. Воспринимать красоту можно глазами, но чувствовать лишь сердцем. Многие природные места магнитно притягивают к себе людей, становясь для них центрами вдохновения и высоких чувств. Они настолько возвышают в человеке его духовное сознание и наполняют его энергией и красотой, что их называют местами силы или божественными местами. Озаренные красотой мысли человека проявляются в дальнейшем в его искусстве, его творчестве.

В «Гранях Агни Йоги» утверждается: «Красота – это купол Великого Храма Жизни. Красота синтетична, ибо может обнять собой всё. Можно представить себе, как Красотою оформлены все тела человека и как входит она во все его дела, мысли и чувства. … Красота – это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота – это жизнь. Мир Новый будет строиться Красотою и основан на Красоте. Но Красота войдёт в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служат искусству, есть служители Света» (Гр.А.Й. 1963 г. 688 (456)).

Природа и искусство в земной жизни сильнее всего пробуждают в человеке изначально присущее ему тяготение к Прекрасному. Источником его является дух и средоточие его – сердце, именно оно прежде всего реагирует на все земные формы Красоты.

В «Гранях Агни Йоги» поясняется: «…Вечно само устремление к прекрасному, ибо оно является зовом духа, тоскующего и взыскующего незримой Надземной родины своей. Тоска по красоте и влечение к ней есть огненный зов духа, в глубинах своих сохранившего память о сокровенном. Тот мир, откуда пришёл человек на Землю, есть мир красоты... В глубинах духа сокрыты нити сияющей связи с Высшими Мирами, и там же престол красоты. Потому формы служения красоте в виде искусства всех видов являлись достоянием всех народов. …Народ, ответивший на призыв к красоте, пойдёт широкой дорогой к вершинам познания, ибо красота – у самых истоков жизни. На ней строящий строит жизнь. Красоту Утверждаем во всех областях жизни народов Нового Мира. Ибо ею пойдут они к Свету» (Гр.А.Й. 1952 г. 585).


Б.Н. Абрамов. Акварель.
Б.Н. Абрамов. Акварель.
Б.Н. Абрамов. Акварель.
Б.Н. Абрамов. Акварель.

Стремление к Красоте приближает человечество к Высшему Миру и одновременно ведёт к созвучию и сближению самих людей друг с другом, о чём напоминает нам Живая Этика в книге «Мир Огненный»: «Красота, Свет, великолепие Огненного Мира утверждаются каждым к нему приближением. Кроме того, особое восхищение пробуждает чувство единения. Свет огненный ведёт к тяготению взаимному, иначе говоря, к истинному единению» (МО, ч. 1, 469).

И в завершение приведём слова из «Граней Агни Йоги», обращённые к каждому из нас: «Красоте служить может каждый и так, как ему ближе. И поэт, и художник, и писатель – каждый служит по влечению своему. Но мыслями, чувствами, словами и поступками могут служить все. Никаких талантов не требуется, но требуется осознание цели и понимание, что путь Красоты есть путь Света» (Гр.А.Й. 1961 г. 624 (Гуру)).