Принцип Иерархии заложен во всех жизненных проявлениях.
Принцип Иерархии ведёт весь Космос.
Иерархия. 457.
...Закон Иерархии – то, на чём держится вся жизнь;
то, чем прогрессирует мир; то, чем слагается эволюция;
то, на чем слагались лучшие ступени и страницы истории!
Иерархия. 414.
Только сознательное принятие в жизни закона
Иерархии утверждает правильный путь.
Истинно пространство звучит утверждением Иерархии.
Иерархия. 82.
Мы живём в драматичную и сложную эпоху, когда преобладает идеология потребления, а качество жизни определяется достигнутым уровнем благополучия, богатства и успеха. Это время размытых основ и смыслов, пренебрежения нравственными ценностями, провозглашения ничем неограниченной свободы самовыражения. Время нивелирования лучших традиций, а зачастую и отрицания значения семьи, брака, красоты и добра. Однако стала ли при этом жизнь человека лучше, безопаснее и счастливее? Напротив, она оказалась шаткой, неустойчивой, лишённой глубинного смысла. Е.И. Рерих констатировала: «…Тяжкие дни мировых потрясений, человеческого разъединения и забвения всех высших принципов бытия, которые одни лишь дают истинную жизнь и ведут к эволюции мира…» (Письмо Е.И. Рерих. 7.10.1930 г.).
В этой связи представляется особенно важным обратиться к Учению Живой Этики, которое предлагает людям опираться на космические законы, Основы бытия. Они направляют, организуют течение космической жизни и существование человека как её части. Именно на них вне зависимости от социальной принадлежности, народности, пола, возраста и изменчивой конъюнктуры возможно гармонично строить свою жизнь. В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Проходит и пройдёт всё, но Основы останутся нерушимыми навсегда. На них можно строить. Дом духа, возведённый на Основах, устоит против вихрей земных. (…) Основы не знают ни разделения, ни противоречий, ибо монолитная целостность – их неотъемлемое свойство. Меняются людские теории, мышление, представления о вещах и всевозможные заблуждения, но неизменны Основы» (Гр.А.Й. 1971 г. 100.). В Живой Этике подчёркивается: «…Без осознания их [Основ бытия] всё остальное делается не только ненужным, но и даже вредным» (Надземное. 289.).
Среди Основ бытия особенно выделяется закон Иерархии. О некоторых его аспектах и пойдёт речь в нашем докладе. Елена Ивановна Рерих на протяжении всей своей жизни неутомимо разъясняла сущность этого краеугольного понятия. Она справедливо отмечала: «Продолжаю писать об Иерархии, ибо это понятие, вмещающее в себе всю жизненную основу, всю эволюцию духа и всех построений, ещё недостаточно усвоено. Надо поспешить с этим осознанием, время не терпит, ибо находимся в самой середине великого Армагеддона. Только принятие всем духом этого великого спасительного принципа [здесь и далее все выделения, кроме оговоренных – В.М.] даст нам расширение сознания, столь необходимое…» (Письмо Е.И. Рерих. 13.05.1931 г.).«Что же может существовать без понятия Ведущего или Фокуса? Вся Вселенная насыщена и существует, и держится лишь этим Великим Принципом» (Письмо Е.И. Рерих. 18.02.1936.).
В Учении Жизни сказано: «Вселенная насыщена, и существует, и держится лишь великим принципом Иерархии» (Цит. по письму Е.И. Рерих 18.02.1936 г.). В чём состоит сущность закона Иерархии? Она выражена двумя положениями: низшее подчиняется Высшему и Высшее ведёт к эволюции низшее.
«Подчинение низшего высшему, – утверждается в книге «Беспредельность», – лежит в основе Космоса. (…) Когда высшее главенствует, тогда трансмутация [преображение – В.М.] низшего перерождается в свойство высшего разряда» (Беспредельность, ч. 1, 115.). В Учении Жизни указывается: «Только Высшее может продвинуть низшее. Без этого понимания не продвинуться» (Агни Йога. 665.). «Принцип Иерархии ведёт весь Космос» (Иерархия. 457.). «…Высшее властвует и управляет низшим» (Гр.А.Й. 1952 г. 621.).
Закон Иерархии охватывает всё мироздание. Необходимо отметить, что границы этого закона существенно шире, чем это принято считать. «Не устану повторять, – писала Е.И. Рерих, – принцип Иерархии есть закон космический. Вся Вселенная насыщена и существует, и держится лишь этим принципом. Каждая форма во Вселенной носит в основании своём ядро, каждый центр устремления живёт на принципе Иерархии» (Письмо Е.И. Рерих от 31.07.1937 г.). Обобщая суть закона Иерархии, можно сказать, что он проявляется в соподчинении определённых ценностей, процессов, явлений и смыслов, в субординации разумных существ. Рассмотрим кратко это в свете основных разделов философского знания.
Онтологический* аспект. Иерархия идей выражается в направленности эволюции материи и всех форм жизни по восходящей линии к иерархически более совершенным ступеням. Высшие Миры (Мир Огненный) ведут к эволюции низшие миры.
«Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество, – сказано в Живой Этике, – оно будет хуже зверей! Так можно рассматривать связь с Высшим Миром как основу бытия» (Аум. 42.).
«Иерархическое Начало является основанием всех строений, и для углубления понимания Космического Строения нужно утвердиться на осознании явленного закона Иерархии» (Мир Огненный, ч. 3. 100.).
Антропокосмическая философия Учения Жизни базируется на концепциях глобального эволюционизма и многомерности бытия и человека. Все формы жизни представляют собой восходящие стадии эволюции от менее развитых к более совершенным (например, минеральные, растительные, животные, человеческие, сверхчеловеческие и т.д.). Все они имеют иерархическое единство и соподчинение, в основании чего лежит главный критерий – уровень развития сознания. Именно восходящая спираль беспредельного развития всех форм жизни и многомерность бытия имманентно содержат, задают иерархичность всех процессов, явлений, смыслов, ценностей, форм жизни.
«В Иерархии Небесной никто не назначается, – писала Е.И. Рерих, – но всё достигается. Именно в Космосе существует непреложное подчинение низшего Высшему, в этом основа эволюции» (Письмо Е.И. Рерих. 15.04.1936 г.). В Живой Этике утверждается: «…Высший Разум творит на Земле силою Иерархии» (Иерархия. 83.).
Антропологический* аспект. Иерархия идей заключена в подчинении низшего «я» высшему «Я»: телесные желания, эмоционально-чувственная (астральная) природа человека, рассудок и интеллект подчиняются духовной воле, духовному разуму и сердцу. Это предполагает возвышение, развитие и утончение сознания.
Человек представляет собой многоуровневую антропологическую структуру, состоящую из иерархически сопряжённых принципов. Можно выделить Высшее и низшее «я», троичную структуру (тело, душа, дух) и более сложную – семеричную. В этой структуре духовное начало соответствует 7 принципу, сердце – 6-ому, а интеллект – 5-ому, эгоистические чувства, переживания, страсти, вожделения – 4-ому принципу. Сердце понимается как орган духовного сознания, источник его высших аспектов, глубинных знаний и творческих способностей. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Утвердить господство и первенство духа над всеми его оболочками будет победою вечного в человеке над временным, космического над личным…» (Гр.А.Й.. 1962 г. 219.).
Многомерность бытия и человека закономерно предполагает соответствие между ними. Энергетика вышестоящего Огненного Мира является руководящей силой в эволюции нашего земного мира и человечества, также и духовное начало человека служит двигателем его развития. «…Неутверждение Высшего Мира, – говорится в Живой Этике, – есть саморазрушение. ...Заключим Огненный Мир как самое близкое, самое ведущее, самое утверждающее. Нужно мыслить о Мире Огненном как о нашем уделе» (Мир Огненный, ч. 2. 467.).
Затронем вопрос соотношения сердца и интеллекта.
Наша жизнь богата примерами, когда однобокое и избыточное развитие интеллекта, если он не руководим, как это полагается согласно закону Иерархии, духовным сердцем, приводит к обособленности, эгоизму, корысти, гордыне и другим негативным следствиям. В этой связи приведём глубокое высказывание индийского Махатмы в письме к британскому журналисту: «Ничто не привлекает нас к человеку… кроме как его растущая духовность [здесь и далее курсив – Вел. Учителя]. Он может быть Бэконом или Аристотелем по своим знаниям и всё же неспособным заставить нас ощутить его ток, хотя бы как прикосновение пушинки, если сила его ограничивается Манасом [т.е. интеллектом – В.М.]. Высочайшая энергия пребывает в Буддхи [т.е. в сердце – В.М.]. (…) Так что ваши величайшие люди считаются ничтожествами на арене, где величие измеряется мерою духовного развития» (Письма Махатм. (Письмо 111). – М. 2011. С. 545.).
Аксиологический* аспект. Иерархия идей выражается в приоритете духовных ценностей над материальными. Это предполагает приоритет духо-космической эволюции человечества над его техническим прогрессом, первенство развития сознания человека, его духовного совершенствования над социальной карьерой, потребительством, благополучием.
В «Гранях Агни Йоги» говорится: «…Рост духа и совершенствование его лежат в основе эволюции и являются скрытым двигателем жизни» (Гр.А.Й. 1955 г. 441.). «Эволюция совершенно не считается ни с интересами личности, ни с её желаниями, если они мешают накапливанию нужного опыта для высшего «Я» человека. (…) Высшее «Я» живет любовью ко всему сущему и, конечно, любовью к людям. Эта любовь требует служения человечеству и полного забвения себя, своей личности и её интересов. Личность распинается на кресте жизни во имя Бессмертной Индивидуальности человека, высшей целью которой является служение людям, а двигательной силой – любовь к ним» (Гр.А.Й. 1970 г. 93.).
Социальный аспект. Иерархия идей состоит в подчинении личных, корпоративных, национальных, религиозных интересов таким идеям как Общее Благо, Община, Сотрудничество.
В Учении Жизни сказано: «Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша» (Листы сада М. Зов. 03.03.1923.). «Делите всё на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придёт час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй…» (Мир Огненный, ч. 2. 457.). «…Характер будущего устроения [общества] будет основан на осознании народом великого Служения Общему Благу. “Не я, но мы” – вот в чем ключ к будущему преуспеянию!» (Письмо Е.И. Рерих. 15.04.1936 г.). «Истинно, только щит общины может осмыслить пребывание на Земле. (…) Если все возможности обусловлены общиною, то проявление их произойдёт через канал духа. (…) Без общины Земля жить не может» (Община. 29.).
Иерархия идей в сфере этики* означает первенство идеи духовного совершенствования, служения Общему Благу, бескорыстного труда, ответственности над эгоизмом, чувственными удовольствиями, потребительством.
«…Основа высшей этики, – указывала Е.И. Рерих, – именно признание Вездесущего Божественного Начала и Любовь к ближнему» (Письмо Е.И. Рерих. 1.02.1940 г.). «Утончённость духа определяется именно степенью его почитания высших ценностей» (Письмо Е.И. Рерих. 1.10.1935 г.). «Каждое зло в мире, – утверждается в Живой Этике, – зарождается от противодействия великому принципу Иерархии. Каждая победа одерживается лишь принципом Иерархии…» (Иерархия. 276.).
Согласно Учению, при существующей относительности окружающих явлений, их субъективно-оценочном восприятии, силовые линии закона нравственности вполне определённы. Они исходят от иерархически вышестоящего источника – духовного начала человека и мира высших измерений – Мира Огненного, который, собственно говоря, и является родиной духа. Вследствие этого моральные проявления человека по существу своему имеют объективный характер и не могут являться конъюнктурно-произвольными. Например, клевета, лицемерие, предательство или самоотверженность, сострадание, служение Общему Благу и т.п. в соответствии с законом Иерархии имеют реальную, вполне чёткую маркировку и тонко-энергетическое выражение (форму, цвет, запах, светимость и т.п.).
В Живой Этике утверждается: «Могут сказать, что понятие добра вообще не существует, что для одного – добро, то для другого – зло. Так скажут те, кто судит поверхностно и не умеет заглянуть в глубину вещей. Без сомнения, каждый может начертать свои знаки на поверхности, но они не затронут глубины. Между тем, понятие добра в сущности своей неизменно» (Надземное. 488.).
Культурологический аспект. Иерархия идей заключена в главенстве подлинной Культуры над цивилизацией как материально-техническим обустройством жизни и над удобствами житейского быта.
В наше техногенное время принято считать, что ценности цивилизации важнее и надёжнее культуры. Однако их назначение – быть средствами для осуществления подлинных целей человеческого бытия, которые находятся в духовной плоскости. Материальные ценности не могут и не должны быть самоцелью жизни. Утрата, разрушение духовных ценностей и смыслов ведёт к деградации человека и общества в целом. Е.И. Рерих справедливо отмечала: «Цивилизация хороша, когда она идет рука об руку или, вернее, возглавляется Культурою. Но сейчас цивилизация душит Культуру, ибо стала её суррогатом. Цивилизация приобретается скоро и легко, но культурность накапливается с великим трудом» (Письмо Е.И. Рерих. 27.09.1937 г.). «Должно осознать, что без корней и основ ничто стоять не может, потому Основы Культуры, Гуманизма должны быть охраняемы в первую очередь в каждой стране, которая хочет жить и процветать» (Письмо Е.И. Рерих. 12.10.1952 г.).
Эстетический* аспект. Иерархия идей выражена в подчинении произвола самовыражения, эстетики эпатажа, безобразного, абсурда, анархии и т.п. – идеям Красоты, Гармонии, Блага, совершенствования. Согласно Учению, идеи Красоты и Гармонии являются отнюдь не отвлечёнными или условными понятиями, но укоренены в бытии, т.к. содержат в себе энергетику Высшего начала. Космос утверждает принцип Красоты “формулой эволюции”, её главным вектором. Именно Красота является ведущим началом совершенствования мироздания.
В Учении Жизни утверждается: «Мир сложен из прекрасных Начал» (Мир Огненный, ч. 2. 121.). «Гармония есть Закон Мира Высшего» (Письмо Е.И. Рерих. 4.06.1937 г.). «…Прекрасная Истина в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою» (Беспредельность. 178.). «Самая большая красота заключается в гармонии с Высшим Миром, когда человек, сливаясь в созвучии, уподобляется Прообразу и являет собою Истину» (Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 44.). «Мир Высший во всех своих аспектах выражается Красотою. И приближение к нему – через Красоту» (Гр.А.Й. 1963 г. 480. (330)).
Антиподом красоты является безобразие и дисгармония. К ним в Учении сформулировано принципиальное отношение как к антиэволюционным, разлагающим началам. «Явление безобразия есть… погружение в хаос отбросов» (Надземное. 909.).
В «Гранях Агни Йоги» поясняется: «Безобразие есть отсутствие гармонии, согласованности, соответствия, и влечёт оно за собою безобразие внешних форм выражения жизни. Безобразие въелось в сознание человека, порождая хаос и тьму» (Гр.А.Й. 1957 г. 412.). Борьба между красотою и безобразием есть борьба между Светом и тьмою» (Там же.).
Гносеологический* аспект. Иерархия идей означает приоритет истины, объективного знания над догматами религиозных конфессий, консерватизмом научных школ, всевозможными предубеждениями и предрассудками. В Учении Жизни авторитет истины ставится выше авторитета личности. Здесь делается акцент на непредвзятое, проверяемое, внутренне пережитое знание.
Показателен эпиграф, избранный Е.П. Блаватской к своему фундаментальному труду «Тайная Доктрина»: «Нет религии выше Истины». «…Единственной Иерархией будет ступень знания» (Община. 215.) – указывается в Живой Этике. «…Конечная цель всякой истинной религии, философии, науки и самой жизни – это дать человеку знания» (Гр.А.Й.. 1953 г. 178.). «...Истинное знание… лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его!» (Письмо Е.И. Рерих. 7.10.1930 г.).
Источник глубинного знания и мудрости заключён в высших принципах сознания. Над обыденным (житейским), чувственным и рациональным познанием возвышается чувствознание, духоразумение. «...Истинное знание… лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его!» (Письмо Е.И. Рерих. 7.10.1930 г.). «…Знание духа – высшая форма познавания. Действия духа молниеносны и связаны с работой огненной мысли» (Гр.А.Й. 1956 г. 329.). «Интеллект живет майей, ибо базируется на внешних чувствах. Прозрение в будущее ему недоступно. (…) Знание духа, и только оно, поднимет человека на следующую ступень эволюции. А интеллект будет духу служить, как инструмент хорошему мастеру..., чтобы в слиянии с ним идти дальше к вершинам познания мира. Пятый принцип [сознания человека] дорогу уступает шестому, чтобы в слиянии с ним идти дальше к вершинам познания мира» (Гр.А.Й. 1962 г. 161.).
Согласно Учению Жизни, космос представляет собой не только физическое скопление комет, планет, созвездий и галактик и т.д. Космос не бездушный. В нём существует и активно действует Иерархия Высших Разумных Сил. Именно она является эволюционной творящей силой, ведущей все миры и формы жизни к развитию.
Представители Братства Света проявлялись на Земле с момента возникновения разумного человечества в качестве вождей, духовных Учителей, святых, учёных, выдающихся деятелей. На протяжении веков Они передают людям знания по всем областям жизни (от изобретения орудий труда, овладения ремёслами до открытия законов космического бытия) в доступной для человека форме (мифологической, религиозной, философской, научной), ускоряя тем самым его эволюцию.
Иерархия Света является олицетворением идеи нравственности, образа совершенного человечества. Она утверждает реальность и действенную силу добра, красоты, любви, знания и совершенствования. Познание этих основ и приложение их в жизни – важнейшие цели, стоящие перед человеком, и векторы его продвижения.
Стержнем закона Иерархии является принцип Духовного Учительства. Он указывает на главенствующую, лучше сказать, ведущую роль Учителя (идею духовного водительства). Здесь важно подчеркнуть, что понятие «учителя» является краеугольным и имеет многогранное значение. В этом понятии можно выделить два важных аспекта. Во-первых, в широком смысле, это земной учитель. На различных этапах жизни человека учителями могут являться заботливые и умудрённые опытом родители, воспитатели, школьные и вузовские педагоги, мастера на работе, словом, те, кто даёт нужный совет, кто помогает сориентироваться в сложных обстоятельствах. В «Агни Йоге» содержится принципиально важная мысль: «Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность» (Агни Йога. 43.). Е.И. Рерих в письме к А.И. Клизовскому, популяризатору идей Живой Этики, разъясняла: «Имейте в виду, когда в Учении говорится об Иерархии и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто именно указывается земной духовный руководитель» (Письмо Е.И. Рерих. 26.05.1934 г.). Не стоит забывать и справедливые слова Н.Д. Спириной: «Книги Учения – это наши учителя. Там всё есть» (Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том. 5. С. 307.).
Второй, особо значимый, аспект – это высокодуховный Образ, светлый надземный Идеал, которому мы готовы следовать всю свою жизнь. Его человек избирает себе добровольно, по велению сердца. «Учителя Облик может дать озарённый путь к космическому простору» (Агни Йога. 60.), – говорится в «Агни Йоге». Многие страницы в книгах Учения Жизни посвящены роли Великого Учителя в самом высоком, надземном смысле. При этом идеи, объединяющие понятия земного и надземного учителя, остаются едиными. Живая Этика указывает на ключевую идею Учительства: «Естественная Иерархия выливается из приоритета знания и примата духа» (Братство. 598.). «Власть Иерархическая, основанная на приоритете духа и знания, власть естественная, не подлежащая никаким сомнениям в своей космической законности и праве» (Гр.А.Й. 1958 г. 465. (382)). Н.Д. Спирина поясняла: «…Кто больше знает, кто более духовен, кто более чисто понимает Учение и прилагает его. (…) …Тот, кто может вести Общество, отвечать за него, помогать остальным…» (Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том. 5. С. 320.), тот и достоин быть руководителем.
Каждый духовный учитель имеет своего Учителя, и эта цепь, называемая в Библии «Лестница Иакова», ведёт в беспредельность духа, соединяя Землю и Небо. Через ближайшее звено в иерархической цепи устанавливается связь со всей цепью. И в этом состоит закон цепи Иерархии, который чётко сформулирован так: «Каждое звено [Иерархии Света] связано со своим звеном, ведущим к верху» (Мир Огненный, ч. 3. 67.) и исполняет Волю Высшего.
Авторы Живой Этики утверждают: «Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость» (Надземное. 47.). «Как же понимают люди закон Иерархии? (…) Закон Иерархии, истинно, принимается за собственное право, забывая, что Иерарх есть Звено Цепи и исполняющий Волю Высшего» (Агни Йога. 655.).
Е.И. Рерих глубоко поясняла следствия, вытекающие из этого закона: «Закон цепи Иерархии есть самый непоколебимый и строго соблюдается Белым Братством. Никто не может перешагнуть через ближайшее звено, ибо звено это сковано долгими приближениями и накоплениями тысячелетий. Потому будем крепко держаться за ближайшее к нам, чтобы, оторвавшись от него, не утерять всей цепи» (Письмо Е.И. Рерих. 7.01.1931 г.).
«…Чтобы удержаться в мощной Цепи, в её стремительном движении, нужно не выпустить ближайшего к себе звена. Страшен отрыв от Цепи, он уносит нас в пространство, ввергает в хаотическое блуждание. Сколько веков пройдёт, прежде чем оторвавшийся дух сможет снова ухватиться за новое звено. Но прежнего звена уже не догнать, оно унеслось далеко вперёд. Вот чем страшен отрыв или отход от явленной Цепи Иерархии» (Письмо Е.И. Рерих. 24.08.1936 г.).
Необходимо сказать, что подлинная («естественная») иерархия не имеет ничего общего с властной номенклатурой. Приведём глубокое пояснение этому: «…На Западе, – отмечается в Живой Этике, – никогда не поймут сущности Нашей Иерархии. Понятие начальства не подходит к Иерархии. Мы постановили Завет: власть – жертва. Кто походит на такой Завет из вождей современности?» (Надземное. 19.).
И ещё важные цитаты: «Не начальство Иерархия, но Твердыня любви. Только из любви рождается почитание, которое создаёт дисциплину» (Мир Огненный, ч. 2. 68.). «Водительство даётся только тому, для кого оно есть высшее самопожертвование. Кто совершенно отказался в духе от всякого желания какой-либо власти. “Власть есть Жертва”» (Письмо Е.И. Рерих. 31.12.1936 г.). «…Мудрый водитель не будет навязывать своего пути… Не тирания, но истинное сотрудничество… Учитель указывает нам продвигаться благожелательным сотрудничеством, но не путём насилия» (Письмо Е.И. Рерих от 17.08.1930 г.).
Старшие Братья человечества, как именуют себя Духовные Учителя, вовсе не стремятся властвовать, подчинять. Они не вмешиваются в чужую карму и не нарушают свободную волю, напротив, поощряют самодеятельность, инициативность. При этом самостоятельность ученика должна быть уравновешена ответственностью и внутренне руководима высокими ценностями, идеями и качествами. В Живой Этике подчёркивается: «…Не Богами, но Сотрудниками Нам позволено будет быть. Это завет простоты» (Листы сада Мории. Озарение, ч. 3. I. 10.). «Иерархия есть сотрудничество» (Иерархия. 448.). «Именно, – писала Е.И. Рерих, – Великие Учителя охраняют во всём самодеятельность и индивидуальность достижений» (Письмо Е.И. Рерих. 1.06.1939 г.).
Духовный Учитель воспитывает в ученике не послушного бездумного исполнителя, а своего сотрудника, помощника и последователя, для которого нарушения духовных принципов неприемлемо. На Востоке принято испытывать качества неофита в сложных ситуациях. И в зависимости от их решения судят о его готовности и достигнутом уровне сознания. Так, в книге «Письма Махатм» приводится очень поучительный пример, когда ученик оказывается перед очень нелёгким выбором: перед ним ставится задача выполнить указание своего Гуру. Два пути достижения этой цели открыты: один лёгкий и быстрый, но требующий, поступиться нравственными принципами и истиной, и другой путь, «более трудный, более долгий, полный камней и терний» (Письма Махатм. (Письмо 73). С. 416.), а в конце его ученик, возможно даже потерпит неудачу и не будет в состоянии исполнить указ Гуру. Однако при этом он устоит против всех соблазнов и докажет, «что даже… наиболее драгоценная награда – его будущее состояние Адепта, – не в состоянии заставить его свернуть с пути истины и честности или… стать обманщиком [курсив – Авт.]» (Там же. С. 416-417.). И Учитель с огорчением констатирует, что не все ученики выдерживают подобные «огненные испытания». Часть из них предпочитает лёгкий путь вместо осознанного решения в пользу принципов, которым наставляет служить Учитель, будучи сам воплощением их в своей жизни. Здесь следует сделать очень важный вывод: если мы принимаем закон Иерархии, то должны следовать не только Учителю как авторитетной личности, но прежде всего утверждаемым Им высоким идеям и непреходящим ценностям.
«…Путь Света, – указывала Е.И. Рерих, – путь самоотверженного Служения на Благо человечеству при готовности духа, в постоянном устремлении к усовершенствованию внутреннего человека и в несломимой преданности к Избранному Идеалу» (Письмо Е.И. Рерих. 4.11.1935 г.). «Ведь из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии самый мощный» (Письмо Е.И. Рерих. 18.02.1936.). «Необходимо ясно, чётко и широко осознать Иерархию, как единственный путь продвижения» (Письмо Е.И. Рерих. 19.10.1929 г.).
В завершении доклада подчеркнём, что в наше переломное время, когда многие ценностные опоры шатаются, закон Иерархии является Основой Основ. Вот почему признание, углублённое понимание его и, конечно, следование ему позволяет устоять, утвердиться в бушующих вихрях событий. Даёт возможность сформировать надёжные жизненные ориентиры и вместо пустого потребительства и приземлённого существования устремляться к космическим перспективам развития.
В книге «Иерархия» сказано: «Нужно поставить стремление к Высшему как сущность жизни и принять священное отношение к этому спасительному устремлению» (Иерархия. 57.). «Правильно видеть закон Иерархии как Вершину космического творчества, с неё льётся Свет…» (Иерархия. 83.).
______________
*Онтология – учение о бытии как таковом, его фундаментальных принципах, структуре, закономерностях.
*Антропология – учение о человеке, его сущности, структуре, происхождении.
*Аксиология – учение о ценностях, их сущности, структуре, характеристиках и видах.
*Этика – учение о морали (нравственности), её природе, развитии, принципах.
*Эстетика – учение о прекрасном, его сущностях, законах, формах и нормах.
*Гносеология – учение о познании, его возможностях, границах, источниках, критериях достоверности.