Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
А.А. Мих,
Уральское Рериховское Общество,
г. Екатеринбург

Земля – космический дом человечества


  

«Спросят чем можем сейчас служить

на Земле с наибольшею пользою?

Нужно оздоравливать Землю».

Мир Огненный, ч. I, 630.


В последние годы одной из главных тем мировых СМИ стала тема «зелёного перехода». Эта идеология, родившаяся в среде элит Запада, активно навязывалась всему миру. Она провозглашает необходимость нового «зелёного» курса – перехода от современного индустриального к новому технологическому укладу под предлогом спасения планеты от угрозы экологической катастрофы. Этим планам не суждено было сбыться, поскольку в 2022 году западные элиты столкнулись со стремительным разрушением созданной ими системы управления миром. Впрочем, и без этого кризиса идея «зелёного перехода» была обречена на провал, так как была не обоснована ни экономически, ни морально. Следует отметить, что сама угроза экологической катастрофы – реальная, названная причина её – отчасти верная, однако предлагаемые методы предотвращения – фальшивые. Истинная цель новой идеологии состояла в сохранении неоколониальной модели глобальной экономики и господствующего положения стран Запада над миром, а вовсе не в заботе о планете и людях.

Эти обстоятельства послужили для меня стимулом сделать подборку материалов по теме экологии из Учения Живой Этики и Записей Б.Н. Абрамова. Она помогла составить разностороннее представление о теме и заглянуть в неё глубже, чем позволяет современная наука.


В этой теме можно выделить три вопроса:

1. Последствия безответственного отношения людей к природе;

2. Причины, вызывающие эти последствия;   

3. Методы спасения планеты.

В Учении Живой Этики и Записях Бориса Николаевича Абрамова мы находим множество актуальных Указаний и Предупреждений о разрушительном влиянии человечества на свою планету. Спустя несколько десятилетий их значимость только возросла.

В первой половине XX века люди мало задумывались о необходимости бережного отношения к природе. Дымящие трубы заводов, массовый выпуск автомобилей, химические производства вызывали гордость за страну, «иллюзию восхищения» (МО, ч. 2, 351). Теперь практически ежедневно мы слышим из новостей о бедственных последствиях глобальной индустриализации, о которых Учение предупреждало давно:

- отравление ядовитыми веществами и отходами воздуха, воды, почвы;

- уничтожение растительного покрова;

- сокращение численности животных;

- истощение земных недр;

- опустынивание огромных территорий;

- электромагнитные загрязнения,

- появление новых видов заболеваний, упадок жизненных сил, снижение уровня интеллекта у людей.

Есть и неявные, пока не осознанные человечеством последствия:

- стихийные бедствия;  

- отравление ауры планеты, препятствующее проникновению на Землю космических лучей, необходимых для её эволюции.


 

Приведём некоторые высказывания из Учения Жизни:

«…Люди беспощадно истребляют запасы земные. Они готовы отравить землю и воздух; они уничтожили леса, эти приёмники Праны; они уменьшили количество животных, забыв, что животная энергия питает землю» (МО, ч. 1, 630).

«…Уничтожение девственных лесов неполезно, ибо нарушается гармоническое сочетание энергий растительного мира. (…) Также губительно хищническое расхищение земных недр. Металлы в их естественном состоянии служат проводниками планетных токов…» (Грани Агни Йоги. 1961 г. 369. (М.А.Й.).) «Разграбление недр земных и нарушение магнитного естественного состояния земных пластов вносят свою дисгармонию…» (Гр.А.Й. 1971 г. 589).

Безответственная добыча полезных ископаемых стала фундаментом экономики современной цивилизации. В районах месторождений вода становится непригодна для питья, происходит увеличение онкологических заболеваний, увеличивается сейсмической активности.

Другая опасность – это «нагнетение пространства вокруг Земли, или её ауры, различными видами уже известных людям энергий. Пространство буквально раздирается ими...» (Гр.А.Й. 1961 г. 369. (М.А.Й.).)

Очевидно, здесь подразумевается электромагнитное излучение техногенного характера: от теле- и радиосвязи, авто- и электротранспорта, от бытовой и медицинской техники – которое многократно усилилось в наши дни. Это воздействие до сих пор мало исследовано.

Ещё одна проблема, о которой говорит Учение: «Люди… подумали, что неиспытанные химические составы могут заменить Прану и земные эманации. Они не думают, что химические составы должны быть проверены в течение века, ибо поколение ещё не покажет эволюцию или инволюцию» (МО, ч. I, 630).

Имеются в виду продукты питания, выращенные в искусственных условиях с часто нерациональным использованием удобрений и необоснованным генно-модифицированным вмешательством. К этому добавляется неразумное использование лекарств, вредных пищевых добавок и другое.

«Теперь люди совершенно не стыдятся убивать интеллект и дух близких, называя это убийство достижением науки». (МО, ч. II, 351).


Примеров этому множество. Одним из самых масштабных по последствиям является применение тетраэтилсвинца, изобретённого в США в 1921 году, – добавки для повышения октанового числа бензина. Бензин с этой добавкой назывался этилированным, он действительно улучшал эффективность работы двигателей, принося производителям ежегодно миллиарды долларов дополнительной прибыли. Однако его применение повысило концентрацию свинца в окружающей среде в среднем в 1000 раз.

Нефтяные компании-производители и изобретатель этой добавки знали о её вреде для здоровья людей, но продолжали убеждать общественность в надуманной опасности. Они называли тетраэтилсвинец одним из величайших научных открытий и «даром свыше». Запреты на использование этилированного бензина государства начали вводить спустя 50 лет, в России запрет был введён лишь в 2002 году.

Причина введения запрета – широкое оповещение научных доказательств влияния свинца на снижение уровня интеллекта (особенно у детей), на рост преступности в 2-4 раза, числа сердечно-сосудистых и других заболеваний (речь идёт о миллионах преждевременно умерших людей). После отказа от этой добавки статистика показала существенное улучшение ситуации.


В книге «Мир Огненный» указывается ещё об одном последствии отравления атмосферы: «Напрасно думают, что газы ядовитые убивают лишь всю земную жизнь; смертоносное дыхание газов гораздо опаснее, ибо оно поражает слои атмосферы, иначе говоря, препятствует химизму Светил» (МО, ч. I, 619).

Ментально-психическая деятельность людей формирует особую сферу вокруг планеты, о котором Учение говорит: «Напитанная эманациями ваших действий и насыщенная кристаллами мрака мышления человечества, [эта] кора представляет сопротивление тверже кремня» (Беспред., 2). Неочевидные для человека последствия оказываются более грозными, чем явные: «…Наводнения, засуха, ураганы, землетрясения есть следствия воздействия дисгармоничных и разрушительных энергий человечества на природу» (Гр.А.Й. 1972 г. 476.).

«Ясно одно, – подчёркивается в «Гранях Агни Йоги», – что дальше так продолжаться не может, если люди хотят уцелеть. Иначе конец Кали Юги может действительно стать концом» (Гр.А.Й. 1971 г. 71.).


С.Н. Рерих. Воззри, человечество. 1962 г.
С.Н. Рерих. Воззри, человечество. 1962 г.


Теперь обратимся к главным причинам упадка жизнеспособности и заболевания планеты, на которые указывает Учение Жизни. Первая из них – это дисгармоничная деятельность человечества. «…Причина вся в том, что неуравновесие планеты порождено духом человечества, его коллективной мощью, направленной не на созидание, но на разрушение. И, подобно тому как физическое тело человека теряет равновесие и заболевает, вследствие нарушения законов природы, точно так же заболевает и Земля, на которой он живет и которая чутко реагирует на нарушение человеческих законов гармонии и согласованности» (Гр.А.Й. 1972 г. 476.).

Вторая причина – техницизм, злоупотребление техническими средствами.

«…Технократия – уловка тёмных [невежественных людей, действующих как в земном, так и в Надземном мирах]. Результаты её налицо. Многие, если не все… хорошие начинания оборачиваются своей теневой стороной. …[Например,] мелиорация при непродуманном плане влечет за собою иссушение почвы, чёрные бури и гибель плодородия» (Гр.А.Й. 1971 г. 474.).

Основными путями, по которым тёмная воля проникает в сознание людей, являются эгоизм и жажда наживы. «Алчность и жадность к наживе всевозможных частных компаний и монополий вызывают безответственное отношение к убийственно ядовитым выработкам, выбрасываемым на свалку и угрожающим жизни всего окружающего. Города живут в тумане ядовитых паров отработанного бензина. Пища фальсифицируется. Много чудовищных несообразностей допускается, и никто не желает думать о последствиях» (Гр.А.Й. 1971 г. 589.)


С.Н. Рерих. Ты не должен видеть этого пламени. 1968 г. Центральная часть триптиха.
С.Н. Рерих. Ты не должен видеть этого пламени. 1968 г.
Центральная часть триптиха.
С.Н. Рерих. Мы сами строим свои тюрьмы. 1967 г. Левая часть триптиха.
С.Н. Рерих. Мы сами строим свои тюрьмы. 1967 г.
Левая часть триптиха.


Перейдём к самой важной части нашей темы – к методам спасения планеты, которые выдвигает Учение.

Во-первых, это упрощение условий жизни.

Рациональная организация жизни, согласно Живой Этике, «требует улучшения условий и упрощения подробностей жизни. Но, как раз наоборот, люди стремятся усложнить и устранить всякую возможность нарастания сознания. … Лишь целесообразное упрощение может вносить достоинство жизни и сберечь естественные богатства» (Агни Йога, 427.). В цитате имеются в виду такие явления, как: следование моде, культ потребления, поощряемые производителями товаров через рекламу, кино, лоббирование своих интересов.

Когда целью жизни человека является потребление, то основным его стремлением становится зарабатывание денег (их всегда нужно больше, чем уже есть). Живая Этика доказывает нам, что подлинно счастливая жизнь основана на совершенно другом основании: счастье – в духе, в устремлении к духовным ценностям. Не может быть счастлив человек, у которого не осталось времени, желания и сил на обычное человеческое общение, на творчество, на размышление о смысле жизни. Необходимо с детства прививать рациональное отношение к вещам, чтобы они заняли своё место в обиходе и не становились целью жизни.


С.Н. Рерих. Ближе к тебе, мать-земля. 1968 г.
С.Н. Рерих. Ближе к тебе, мать-земля. 1968 г.

Ещё один Совет, даваемый Учением – это расселение городов. К основным проблемам городов относятся:

1. Отравление воды и воздуха.

2. Отсутствие праны – жизненной энергии природы.

3. Насыщенность пространства мыслями вражды и соперничества между людьми.

В Живой Этике подчеркивается: «Правильно судите о необходимости исхода из гнойных городов и о равномерном распределении населения планеты. … Мышление народов также может обновиться, когда центр мысли будет направлен на равномерную работу по всему лику Земли» (МО, ч. 1, 323).

«Теперь сама наука способствует нормальному заселению свободных пространств; никто не будет отрезан и извергнут» (МО, ч. 1, 323).

Учение не призывает вернуться к натуральному хозяйству. Наоборот, оно указывает, что расселение стало возможным благодаря техническому прогрессу. Техническое воздействие на природу даже приветствуется, если оно направлено на Общее Благо и происходит в сотрудничестве с природой.


С.Н. Рерих. Наггар. Кулу. 1938 г.
С.Н. Рерих. Наггар. Кулу. 1938 г.
С.Н. Рерих. Вечная жизнь. 1954 г.
С.Н. Рерих. Вечная жизнь. 1954 г.

Ещё один практический Совет – увеличение зелёных насаждений и создание искусственных почв. «Будущие фабрики, создающие искусственные почвы, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – позволят перенести [почвы] на огромные пространства и голые каменные плато, обратив их в зелёный ковер лесов и лугов. …Искусственное орошение пустынь и вновь насаждаемых лесов ведётся до известной ступени. Потом магнетизм зелёных насаждений притянет в себя подпочвенные воды, поднимет их уровень и станет притягивать атмосферную влагу, задерживая её в виде облаков и атмосферических осадков» (Гр.А.Й. 1954 г. 506 (264).).

В Учении Живой Этики подчеркивается: «Новый Мир, если он состоится, явит любовь к ценностям Природы, и они дадут ему лучшую эмульсию сущности жизни». (МО, ч. 1, 321). В книге «Агни Йога» по этому поводу Сказано: «Нельзя истреблять накопления космических усилий, легкомысленно надеясь на какую-то незаслуженную энергию!» (Агни Йога, 427.). То, что мы называем «полезными ископаемыми» Учение называет «накоплениями космических усилий». Чтобы получить право на использование новых космических энергий, человечество должно научиться созидательно и бережно распоряжаться уже имеющимися у него.

Вместе с тем, в Учении даётся важное предвидение: «Скоро будут открыты неиссякаемые источники получения космических энергий, и расхищение планетных богатств будет до некоторой степени приостановлено» (Гр.А.Й. 1961 г. 369. (М.А.Й.).).


С.Н. Рерих. Куда идешь, брат мой? 1938 г.
С.Н. Рерих. Куда идешь, брат мой? 1938 г.
С.Н. Рерих. Дамодар Кунд. 1943 г.
С.Н. Рерих. Дамодар Кунд. 1943 г.

Главные Советы по спасению планеты даны Учением в области этики. Они основаны на понимании, что планета и человечество – единое целое и что необходимо сотрудничество между людьми.

«Среди необозримого количества звезд наша планета Земля является космическим домом для населяющего ее человечества. В течение многих сотен миллионов лет шло приспособление всех форм растительной и животной жизни, включая и человека, к условиям существования на ее поверхности. Состояние планеты и все формы жизни на ней связаны в одно стройное, гармоническое, живое целое. И поля, и леса, и моря, и реки, и горы, и недра земные – все приспособлено для эволюции всего, что живет на Земле». (Гр.А.Й. 1969 г. 519).

«Если бы Земля закончила своё существование взрывом, человечество оказалось бы в космосе без пристанища, и сколько времени потребовалось бы вновь, чтобы люди смогли пройти снова этот длительный процесс адаптации» (Гр.А.Й. 1961 г. 369. (М.А.Й.).

«Люди хотят вычислять расы и подрасы, но самое простое явление вычисления разгрома планеты не входит в расчёт. …Вопрос оздоровления не входит в расчёт. Так возлюбим все творения!» (МО, ч. 1, 630).

«Планету можно лечить только любовью ко всему и ко всем, и тогда энергия духа будет творящей и созидающей, и приводящей в гармонию тело планеты» (Гр.А.Й. 1961 г. 369. (М.А.Й.).).

«Когда утвердится мир на Земле и мир и равновесие в человеческом сердце, все эти симптомы болезненного состояния планеты исчезнут» (Гр.А.Й. 1961 г. 369. (М.А.Й.).).

Важный путь к проведению «мировой задачи оздоровления» лежит через науку, через изучение природных процессов в их сложной, многоуровневой полноте и через просвещение. «Простое правило нерасхищения должно быть преподано среди первых уроков школы» (МО, ч. 1, 326).

«Учитель должен наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном. …Не будем думать, что почва нуждается только в механическом удобрении. Нужно производить опыты с воздействием мысли». Мощь человеческой мысли нам ещё предстоит осознать и овладеть ею для общей пользы.


Н.К. Рерих. Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941 г.
Н.К. Рерих. Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941 г.
Н.К. Рерих. Пантелеймон Целитель. 1916 г.
Н.К. Рерих. Пантелеймон Целитель. 1916 г.

Итак, основные выводы, которые мы должны сделать:

1. Не нужно ждать, что кто-то где-то должен исправиться и перестать вредить планете. Здоровье планеты зависит от каждого человека. Необходимо начать с себя: с чистоты своих мыслей, с порядка в своём доме, с утверждения дружелюбного отношения к окружающим людям.

2. Необходимо помочь детям осознать, что «планета и человечество, населяющее её, – одно неразрывное целое» (Гр.А.Й. 1961 г. 369.). Поможем им заметить и полюбить красоту природы, покажем своим примером бережное отношение к ценностям природы. Когда они вырастут, кем бы они ни стали, они не причинят вреда природе даже вопреки экономической выгоде.

3. Не стоит рассчитывать на быстрое решение проблемы. В Живой Этике подчеркивается: «…Невозможно ускорить излечение Природы, даже если бы люди обратились к здоровому мышлению; потребуются десятки лет, чтобы оздоровить разрушение коры планеты. Но для таких особо благих мер необходимо человеческое сотрудничество» (МО, ч. 1, 317). Десятки лет, на самом деле, это очень мало в историческом масштабе.


С.Н. Рерих. Моя страна прекрасна. 1974 г.
С.Н. Рерих. Моя страна прекрасна. 1974 г.
С.Н. Рерих. Маленькая сестра. 1938 г.
С.Н. Рерих. Маленькая сестра. 1938 г.

4. Нам необходимо деятельно участвовать во внедрении всесторонних мер экологической безопасности в социальную политику нашего государства. «Политическая экономия, – утверждается в Живой Этике, – должна начинаться с выявления ценностей Природы и разумного пользования, иначе государство будет на песке» (МО, ч. 1, 320).

5. Главный Совет Учения, точнее сказать, единственный способ спасти Землю – научиться любить все творения. Беречь можно только то, что мы любим. Будем сердечно помнить, что мы, человечество, – единая общность. Даже абсурдно представить индивидуальное спасение. Это иллюзия, рождённая человеческим эгоизмом. Цель эволюции человечества на Земле – мировая община, в которой каждый человек как индивидуальный инструмент в едином оркестре. И наша Земля – это единственное место в Космосе, оптимально соразмерное нашему развитию, где мы можем достичь этой цели и подняться на новую ступень эволюции.

Искреннее стремление к заботе о планете, которое мы можем утверждать в себе ежедневно, прекрасно выражено в стихотворении Н.Д. Спириной:


«Пусть будет миру хорошо!»

С.Н. Рерих. Канченджанга вечером. 1952 г.
С.Н. Рерих. Канченджанга вечером. 1952 г.

И в нём найдём мы каплю счастья.

Ко всей Вселенной мы причастны.

И чтобы светлый век пришёл,

Мы повторяем в дни ненастья:

«Пусть будет миру хорошо!»


Поэтому будем стремиться:


Навеки о себе забыв,

Со щедростью непобедимой

Всем помогать, благотворить,

Теплом и светом одарить,

Не ждать ответа на заботы,

И, позабыв свои невзгоды,

Всё сотворённое любить!


20.07.2022.