Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Т.В. Дидова,
педагог музыкальной школы,
г. Тула

Учение Живой Этики об образовании и воспитании


  

2023 год Указом президента России объявлен годом педагога и наставника. Цель проведения данной программы – привлечь внимание общества ко всей системе образования и воспитания, к труду учителей, которые отдают своё время и силы детям и молодёжи.

А как представляются роль учителя и проблемы педагогики в Учении Живой Этики? К чему должны устремлять учителя молодое поколение, на что обращать внимание, какие качества воспитывать?

Рассмотрим некоторые положения по данной обширной теме.

Поскольку само Учение Живой Этики является синтетическим, утверждая связь человеческого микрокосмоса с макрокосмосом, то возможен единственный путь восхождения – деятельное преобразование самого себя и окружающего мира в гармонии и созвучии с космическими законами. При этом важен именно приоритет духовно-нравственного совершенствования человека. Само название Учения Жизни как «Живой ЭТИКИ» указывает на это.

В книге «Надземное» сказано: «Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования» (812). Закономерно, что и Будда, и Христос утверждали свои Учения именно на Любви. Только от нее могут вырасти другие высокие качества: сострадание, человеколюбие, взаимопонимание и сотрудничество, терпение, находчивость и мужество, самопожертвование и героизм. Именно на всестороннем совершенствовании всей симфонии качеств духа будет строиться Этика нового человека и педагогика будущего.


Книги Учении Живой Этики
Книги Учении Живой Этики
С.Н. Рерих. Добрый самаритянин
С.Н. Рерих. Добрый самаритянин

Таким образом, одним из важнейших факторов станет процесс целенаправленного формирования более совершенного человека, обладающего передовым космическим мировоззрением. Если в ближайший исторический период не состоится пробуждение духовных качеств человечества, то, как предупреждали авторы Учения, человечество лишится и Новой Эпохи, и вообще достойного будущего. Сначала – воспитание и формирование мировоззрения, потом – знания, умения и навыки любых направлений науки, культуры и искусства.

Дело в том, что без высокой духовной ответственности избыток знаний может привести к уничтожению всего живого на планете и к эгоистичному истреблению всех ее ресурсов. Мысль, направленная к личной выгоде, страстям и наслаждениям, к унижению другого, ко злу и ненависти – не возведет по ступеням эволюции. Тогда как сознание, устремленное к ценностям высшим, наоборот, поведет ко благу, добру, созидательному труду и творчеству. Мысль светлая и радостная сольется с устремлением Космоса, зазвучит в пространстве торжественным хором!

Параллельно с формированием духовно-нравственного облика ребенка, необходимо дать целостную картину мироздания в доступных и ясных понятиях. «От самых ранних лет, – сказано в Живой Этике, – дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном: должны понимать начало Иерархии и добра» («Мир Огненный», ч. 2, 188). Если с ранних лет заронить в душу детей такие высокие понятия, как Космическая беспредельность, Иерархия Света, Общее Благо и др., то только тогда появится возможность оздоровления нашей планеты. В письме Е.И. Рерих читаем: «...Полезно дать намеки для новой программы школ. ...Нужно как можно раньше осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. ...Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее» (11.10.1935).

Конечно, такие уроки и личные беседы должны носить бережный характер, иначе можно отвратить детей и этим нанести вред их личностному росту. При этом придется пересмотреть базовые методики воспитания молодого поколения, которые ранее строились на узко материалистических позициях, и в этом же свете представлялось и сознание ребенка.


Н.К. Рерих. Жемчуг исканий.
Н.К. Рерих. Жемчуг исканий

Особые требования будут предъявляться и к личности учителя, ведь именно его высокий нравственный уровень станет почвой, на которой вырастет прекрасный сад учеников. Учитель сам должен гореть и увлекать в познание. Чему может научить учитель, лишенный духовных огней? Если он груб, бестактен и несправедлив, то как можно его подпускать к нежным и хрупким детским душам? И разве возможно будет сказать о «педагогическом мастерстве» такого человека? Как бы он ни кичи́лся знаниями, своей нетерпимостью и раздражением он пресечет все лучшие порывы и тягу к познанию.

Поэтому особенно в начальной школе родителям важно искать не столько передовое учебное заведение, сколько хорошего учителя с позитивным мышлением и добрым сердцем. Он сам должен являть собой яркий образец человеческого достоинства.

Вот наглядный пример из жизни великого русского композитора С.В. Рахманинова. Когда юный музыкант поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс преподавателя В.В. Демянского, то быстро потерял интерес к обучению, прогуливал уроки, бегал на каток и получал в дневник единицы. Но стоило перевести мальчика в Москву к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву, как за четыре года с подростком произошла фантастическая трансформация, при которой он из отстающего и неумелого прогульщика превратился в блестящего и талантливого ученика.

Его учитель Николай Сергеевич был добр, но строг и требователен. Ученики хорошо усвоили, что следует быть правдивыми и трудиться, чтобы добиться результатов. «Зверята» (так в шутку называли учеников Зверева) видели наглядный пример неустанного каждодневного труда своего учителя. По выходным он водил учеников на выставки, концерты и в театры, а вечером собирал у себя маститых гостей – музыкантов, художников и писателей, перед которыми «зверята» выступали. Мальчики с ранних лет окунулись в увлекательную творческую художественную среду. Им было очень интересно раскрывать свой потенциал, расти и развиваться.


С.В. Рахманинов
С.В. Рахманинов
Н.С. Зверев с учениками
Н.С. Зверев с учениками

Яркая личность учителя примагнитила к себе, как солнце, не менее талантливых учеников, заряжая их своим светом, творчеством и устремлением. Конечно, таких подвижников мало, но именно они двигают историю вперед, являя удивительные примеры.

«Счастье учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном... – подчеркивается в книге «Братство». – Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди испытываются именно на повседневности, которая будет сестрою Беспредельности» (471). Учитель – тот, кто открывает и вдохновляет, он должен не просто быть руководителем детей, а устремлять к «зову новизны».

Эти мысли прекрасно выражены в стихотворении Н.Д. Спириной:


                                 Каждый учитель ученик

Учитель тот, кто сам растёт

И в росте том преуспевает;

Пример зовущий подаёт,

Движению преград не ставит.

     И устремляясь сам вперёд,

     С собой учеников влечёт.

Одна из главных задач учителя заключается в том, чтобы распознать способности учеников и открыть перед ними путь, взращивая потенциал и талант своих питомцев, увлекая их к познанию. Заметив усиленное внимание ребенка к какой-либо сфере, тонко и деликатно помочь ему развиваться в данном направлении.

Именно таким образом поступала Елена Ивановна Рерих со своими сыновьями. С детских лет она чутко наблюдала за интересами своих детей, чтобы правильно сориентировать их воспитание в соответствии со способностями. Она всячески помогала развиться дарованиям детей и в итоге воспитала двух поистине великих сынов отечества: ученого-востоковеда Юрия Николаевича и знаменитого художника Святослава Николаевича.

Какие духовно-нравственные качества должны быть развиты школой у учащихся и с помощью каких средств? Скажем о некоторых из них.

В Живой Этике отмечается воспитание в духе общины, чувства коллективизма, с чем напрямую связано утверждение Общего Блага как основополагающего принципа Новой Эпохи. Для этого необходимо развивать сотрудничество, взаимопомощь, терпимость. Наглядно сотрудничество можно проиллюстрировать на примере оркестра: каждый инструмент исполняет свою партию, работая на общий результат, все дополняют друг друга, достигая гармонии. «Сотрудничество есть гармония человечества», – подчеркивается в Живой Этике («Аум», 423).

В школе черты коллективизма можно развивать на любом уроке. При прохождении нового материала полезно прикреплять «сильных» учеников к отстающим, воспитывая ответственность и дружелюбие. Дети очень любят помогать старшим и примерять на себя роль учителя. Желание поделиться и выразить свои мысли понятно и доступно для другого способствует преодолению собственного эгоизма и обособления.



Необходимо развивать героическое и патриотическое воспитание, начатое в дошкольном возрасте. Герой – тот, кто действует самоотверженно, неуклонно и сознательно во имя Общего Блага, и этим его решения и поступки всегда будут созвучны потоку эволюции. Героизм – понятие синтетическое, поэтому в концепции Живой Этики осмысливаются различные героические качества, тесно связанные между собой: самоотверженность, мужество, верность, равновесие, зоркость, находчивость и другие.

Светлые облики Великих Учителей и Святых, жизнеописания героев найдут отклик в детском сердце, утвердят необходимое уважение к духовным ценностям и поднимут сознание. Е.И. Рерих отмечала: «Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и примеряют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен Облик труда и воли» (Письмо от 11.10.1935). «…Особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления» (19.04.1938). Ознакомление с жизнью самоотверженных героев всех времен и народов поможет детям понять величие человеческого предназначения и научит полюбить жертвенные поступки ради других людей.


Н.К. Рерих. Святогор
Н.К. Рерих. Святогор
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч)
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч)

Особо следует отметить воспитание любви к природе и искусству. Е.И. Рерих напоминала: «Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны… прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще, собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний» (Письмо от 19.04.1938).

Природа является для человека источником не только вдохновения и творчества, но и высоких вибраций Прекрасного, которые утончают сердце и одухотворяют внутренний мир. Следует помнить, что человек не царь природы, он ее сотрудник. Как сказано в Живой Этике: «Понятие сотрудничества легко приводит к сотрудничеству с силами природы» (Сердце. 373.


С.Н. Рерих. Священная флейта
С.Н. Рерих. Священная флейта

Необходимо знакомить детей с достижениями мировой художественной культуры. В «Листах Дневника» Н.К. Рерих цитировал глубокие мысли философа Петра Успенского: «Впереди всех других человеческих способов проникновения в тайны природы идет искусство... Оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и пробуждающимися интуициями, оно совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, совершенно не должно считаться с законами логики и сразу выводит человека в широкий мир многих измерений. Поэтому искусство идет впереди науки, точного знания и даже впереди философии, но не служит им, не прокладывает для них путей и идет своим путем, открывая свои горизонты…» (Т. 3. М.: МЦР, 2002. с. 83–84).

В мировом искусстве можно найти немало шедевров, которые вызывают ощущение космичности и величия жизни, чувства радости и восторга перед красотой, а авторы этих произведений были вдохновляемы небесной музой. К ним, несомненно, можно отнести Баха и Моцарта, Рафаэля и Леонардо, Гёте и Пушкина и целый ряд других великих деятелей...


Н.К. Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница, Мадонна Защитница)
Н.К. Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница, Мадонна Защитница)

Одновременно ученикам рекомендуется и самим заниматься творческими занятиями: музыкой, живописью, театром и другими видами искусства. Е.И. Рерих писала: «Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы…» (Письмо от 19.04.1938).

Как мы видим, в Учении Живой Этики и трудах семьи Рерихов содержатся плодотворные советы и методики воспитания подрастающего поколения. Особенно важно, что они даются в рамках новых мировоззренческих основ, утверждающих многомерность жизни, беспредельность познания и космичность человеческого творчества.