Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
И.В. Заря,
соучредитель общественной организации Духовного возрождения "Элиос",
канд. экон. наук,
доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова,
г. Тула

О Единстве


  

Кто Свет извечный превознес!

Донес к нам Истину живую.

О том, что в Мире только Бог!

Нас в Жизнь Свою зовет

В Небесную страну святую!...


Сегодня человечество стоит перед непростым выбором – движение по спирали вверх к Небесному Источнику, вхождение в Новую Эпоху Огня, принятие Знамени Мира, которое предлагают Учителя Человечества или переход на технократический уклад жизни, сопровождающийся забвением духовных и культурных ценностей и многовековых накоплений опыта Жизни нашими высокими предками, мудрецами, пророками.

Для всех стремящих к Служению ответ и выбор очевиден – подняться над материализмом, открыть в себе духовный Источник и путем Служения помочь Иерархии Света в деле реализации ступеней эволюции здесь на Земле, как в малом, так и в большом.

И такое понятие, как Единство всего Сущего, является поистине краеугольным камнем осуществления Заветов Учителей, путеводной нитью в земном мраке, светом на Пути к Звездам!

«Философская энциклопедия» дает нам такое определение понятия «Единство»: «Еди́нство (греч. μονάς, лат. unitas) – такая взаимосвязь определённых предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему, в конечном счете, – в составе бесконечного во времени и пространстве мира» [1].

Российские философы Толстой А.Б., Миронов В.В., Кузнецов В.Ю. предлагают такую трактовку понятия «Единство мира»: «Единство мира – фундаментальный принцип, исходная онтологическая интуиция об «объемлющем» (К. Ясперс) и базовая предпосылка любой философской концепции, предполагающая всеобщую и универсальную связь всего со всем (хотя и не всегда прямую и непосредственную)» [2].


 

Об универсальной идеально-духовной гармонии еще говорил Гераклит, а Пифагор – о Законах гармонии и мирового порядка. И если до Трансцендентного Единства нам еще далеко, Единство духовное и человеческое нам уже близко по духу, по его значению как в эволюционном процессе, так и в мире духовного подвижничества и работы Сонмов Творящих Иерархий. И тогда мы от понятия Единства Мира как принципа самосознания переходим к универсальности этого понятия, его Духовной составляющей.

В процессе исследования этой Духовной составляющей, по словам индийского религиозного философа Шри Ауробиндо, «мы должны обнаружить Дух, пребывающий позади всех… покровов, и видеть во всем Единого, проявляющего себя в трех аспектах – индивидуальном, космическом и трансцендентном. Но достичь этого и познать это как подлинную внутреннюю реальность невозможно до тех пор, пока мы живем, сосредоточившись на низшей Природе, и не видим ничего, кроме нее» [13]. Сама жизнь является охранителем Врат, скрывающих её самые сокровенные тайны, которые откроются только самоотверженно устремлённому человеку.


 

В первую очередь, нам следует рассмотреть основные взгляды на понятие Единства как явления, как сути всех вещей и как процесса для нас неразрывно связанного с эволюцией, движением по спирали познания и раскрытия в себе всех потенций Человека Творящего в веках.

Если мы прикоснемся к этому понятию нашей сердечной интуицией, перед нами сразу же возникает картина глубокого внутреннего почтения, преклонения, восторга и великолепия, а также умиротворения, гармонии перед величием Мироздания! Таково восприятие Единства внутренним сознанием подвижника.

А для обычного человека задача познания мира в его Единстве, как правило, является серьезной и ответственной задачей, справиться с которой ему может помочь сегодня приоткрытие завесы, скрывающей миры восходящего ряда в процессе перехода в Новую Эпоху, открытие дальних миров, активное, осознанное участие в жизни планеты.

Если же рассматривать это понятие в свете теософии, мы сразу видим с вами первое положение устава Теософского Общества, которое гласит: «Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты или цвета кожи» [3]. Как точно это Положение передает для нас всеобъемлющее высказывание Гермеса Трисмегиста: «Что вверху, то и внизу»!

Елена Ивановна Рерих отмечала: «Все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии или из единого элемента – ОГНЯ, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ» [15]. Агни-йога – это путь, ведущий к Единству всего, а её фундаментальное понятие – Агни, очищение огнем.

В процессе изучения категории Единство Сущего перед нами параллельно возникают понятия Бог, Иерархия, Беспредельность, Мир Огненный, Сердце, Всеобщее Благо, Великое Служение, а также Свет, культура, община, братство и т.д.


Н.К. Рерих. Пророк Магомет
Н.К. Рерих. Пророк Магомет

Всё стремится к Единству. Все царства природы, ангельские и другие иерархии, осознанно или нет, а может, и сверхсознательно – сердцем, душой и духом ищут и движутся к тому Источнику Света, смысл обретения которого живет в нас с самого начала бытия!

Испокон веков наши предки внимали Единству, преклонялись перед ним, глядя на Солнце, звезды, Небо, молили об урожае, здоровье, процветании, искали защиту и знания. Искали великий смысл бытия, находили искры озарений и передавали их будущим поколениям.

Вопросы исследования Реальности и установления Истины и сути Единства поднимались и решались Ришами, Учителями, Пророками и т.д., которые делали это на протяжении сотен веков и делают это сегодня.

Самосовершенствование – это путь к Единству, к тому, чтобы стать сознательным сотрудником Высших Сил в работе по созданию единого Братства на земле. Но Братство – это древо, ветви которого на Земле, а корни – во вселенском Единстве Космических Сил.

«Цель Агни-йоги – постоянная внутренняя работа над собой и самосовершенствование» [4]. И сама жизнь, или йога, как ее называет Шри Ауробиндо, является как инструментом совершенствования, так и целью – Божественная Йога в своей Беспредельности и вечности бытия!

«Йога, как высшая связь с космическими достижениями, – говорится в Учении Живой Этики – существовала во все века. Каждое Учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга» [16].


Н.К. Рерих. Будда-победитель
Н.К. Рерих. Будда-победитель

Шри Ауробиндо утверждал, что вся эволюция природы есть тайное, медленное и постепенное приготовление к духовной жизни [6]. Таким образом, любая земная деятельность имеет божественную цель внутри себя. Поэтому Шри Ауробиндо принимал всё поле природы как поле Йоги.

Пример Единства в «Тайной Доктрине» Елены Петровны Блаватской мы видим и в понятии Адама Кадмона – человечества коллективного. Учёный, развивая свой мыслительный аппарат, делает вклад в человечество, как и марафонец, занимаясь спортом и совершенствуя свое тело. Многовековые накопления от каждого светлого человека идут в Чашу накоплений Духовного Человечества. Это ли не прекрасно! «Ибо, отдавая, мы получаем…», как говорил Св. Франциск.

Закон Единства в Живой Этике ясно и однозначно указывает на объединение как ступень предначертанную. Как замену разъединению. «В вечном творчестве жизни, – утверждается в Учении, – действует закон Единства. Космическое творчество устремлено как огненный явленный Указ. Указ, предназначающий объединение. Указ, предназначающий замену одного другим. Указ, предназначающий завершение. Указ, предназначающий бессмертие. Указ, предназначающий жизнь каждому атому. Указ, предназначающий наступление новой энергии. Указ, предназначающий Новую Эру» [5].


Н.К. Рерих. Цзонхава
Н.К. Рерих. Цзонхава

Почему Духовный Учитель говорит: «Во Мне устоишь и Мною. Сознание наполняется Мною до предела вместимости» [14]. Не потому ли, что именно Он является здесь, на Земле, Вместителем, Проявителем Божественной Сути, и Он есть Водитель Человечества и других царств.

Читая о земных жизнях Духовного Учителя, приходим к пониманию не только их важной роли в драматичной истории человечества на протяжении миллионов лет, но и того, что Учителя человечества прикладывают колоссальные усилия к удержанию планеты в равновесном состоянии, от скатывания в пучину тьмы, выстраивая и удерживая нить в Беспредельность.

«Так в беспредельном творчестве есть путеводный огонь – Иерархия!» [7].

И в самой высшей точке мы приходим к тому, что есть только один Звук, одно Слово, одна Нота и одно Сердце – Немыслимое, Несказанное, вне времени и пространства!

Однако почему одни могут иметь переживания Единства непосредственно, а другие – даже себя самоосознать не в состоянии? Человек двойственен. И это хорошо уже тем, что пройдена существенная точка эволюционного движения формы жизни.

Если человек обладает двойственной природой, то Мировой Дух Един и вмещает и Пространство, и Время, и весь поток Жизни [6]. Здесь мы видим указание на всеобъемлющее Единство как Цель для человека, обретая которую путем ли бхакти, знания или действия, человек становится полон высшим восторгом, обретает духовное совершенство. 

И чем выше поднимается подвижник духа в своей любви к Высшим Силам, миру и людям, сбрасывая с себя груз земных оков и кармических обстоятельств, тем больше помощи он может оказать своим сестрам и братьям на их нелегком и тернистом пути к Единству. Ибо его опыт соизмерим его пути, а сердце его полно братской любви к ближнему, и это есть главная защита от ошибок – чистота мотива. «Не я – но Ты во мне!» – звучит Голос Вечности внутри, вспышка озарения, не заглушаемая земными обстоятельствами и страданиями.


Н.К. Рерих. Зороастр
Н.К. Рерих. Зороастр

Подвижник духа уже понимает, осознавая с позиции Единства, что он есть этот Мир, все его братья – это он. Еще в XIX веке Духовный Учитель указывал о «…братском единении, которое заставляет огромное количество людей действовать как один человек, наделенный одним сердцем и душой» [9]. И всё, что такой человек делает для мира и других, – он делает и для себя, так как уходит разделение, растворяется стена «я и они». Есть только «Мы», есть только Вечность и Беспредельность в непрекращающемся движении вперед!

«Итак, человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, – утверждается в Учении Живой Этики, – которую мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путем Иерархии устремлять ее в высшие сферы. Утеря понимания назначения своего отбросила людей от знания ответственности. Так теперь снова напоминаем об основе Бытия» [8]. Преобразуя и устремляя высокие энергии в высшие сферы, человек тоже устремляется и поднимается сознанием в Духовные Миры!

Только наше устремление вперед и вверх, наши усилия по направлению к Свету могут помочь как нам, так и ближнему в переходе в Новую Эпоху.

Мы не можем творить благо себе в духовном смысле, не сотворив благо другим, поскольку природа реагирует на проявления всех форм жизни; мы также не можем помогать другим без того, чтобы помощь эта не облагодетельствовала и нас самих [6, 12].


Н.К. Рерих. Тангла. Песнь о Шамбале
Н.К. Рерих. Тангла. Песнь о Шамбале

Закончить хочется словами из работы Елены Петровны Блаватской «Золотые ступени», в которых просто, но очень выразительно показаны качества, которыми мы выстилаем Путь к Единству:

«Праведная жизнь,

Открытое сознание,

Чистое сердце,

Пытливый ум,

Незамутнённое духовное восприятие,

Братское чувство ко всем,

Готовность дать и принять совет и наставление,

Верность долгу перед Учителем,

Добровольное следование заветам Истины, …

Мужественная выдержка при встрече с личной несправедливостью,

Смелое провозглашение принципов,

Доблестная защита ближнего от несправедливых нападок,

Взор, постоянно устремлённый на идеал человеческого прогресса и совершенствования, который даёт тайная наука –

Таковы золотые ступени лестницы, по которой ученик сможет подняться в Храм Божественной Мудрости» [13].

Врата открыты всегда!!!



Список использованной литературы

1. Философская энциклопедия: в 5 томах. Под ред. Ф.В. Константинова. 1960-1970. Том 2. М.: Советская энциклопедия, 1962. С.104-106.

2. Толстой А.Б., Миронов В.В., Кузнецов В.Ю. Единство мира. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128133:article

3. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. М.: «Амрита», 2022. 328 с.

4. Елена РерихНиколай Рерих. Агни-йога: Сборник. Предисловие. М.: «АСТ», 2017. 970 стр.

5. Учение Живой Этики. Беспредельность. Часть 2. 50.

6. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 11. Эссе о Гите – 2. Пер. с англ. СПб: «Адити», 2012. 320 с.

7. Учение Живой Этики. Иерархия. 217.

8. Учение Живой Этики. Иерархия. 296.

9. Письма Мастеров Мудрости (1870–1888). Сборник. М.: «Сфера», 1997. С. 20. Письмо 3.

10. Блаватская Е.П. "Инструкции для учеников внутренней группы". Пер. с англ. М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2000. 592 с.

11. Грани Агни Йоги. 1953 г. 277.

12. Вивекананда Свами. Карма-Йога. Практическая Веданта. М.: «Амрита», 2021. 180 с.

13. Блаватская Е.П. Золотые ступени // Статья из журнала "Спиритуалист", Лондон, 18.02.1878. URL: http://www.facets.ru/articles8/3403.htm

14. Грани Агни Йоги. 1953 г. 152. (Март 21).

15. Рерих Е.И. Письма в Прибалтику. 14.06.1939.

16. Агни Йога. Предисловие.