Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.В. Башкова,
канд. филос. наук,
ТулРИЦ

Качества как формы психической энергии человека
в свете Законов притяжения и Единства


  

Известно, что в космосе существуют две основополагающие силы, участвующие в цикле активности проявленного бытия (манвантары, если использовать теософский термин), – это притяжение и отталкивание. Любой объект, от атома до звезды, вовлечён в эти взаимодействия. Эти силы имеют многообразные выявления в зримой нами реальности. Сила притяжения ярко наблюдается и в слиянии двух клеток, дающих жизнь новому существу, и в полном драматизма объединении целых галактик. Сила отталкивания незримо присутствует в плавании кораблей, не тонущих в морях и океанах, и в северном сиянии, когда возмущенное магнитное поле Земли противостоит солнечному ветру.


 

Человек как целостный микрокосмос также естественным образом участвует в подобных взаимодействиях, причем не только на физическом уровне своего существования, но и на более тонких – психоэнергетических, соответствующих его внутренней многомерной природе.

«Магнитом также Называем психическую энергию, и в таком определении много истины, – подчеркивается в книге «Аум» (474). – Ведь закон притяжения и отталкивания особенно отзвучит на психическую энергию. Невозможно без содействия энергии отмечать положительные и отрицательные свойства. Потому напоминание о магните будет весьма целесообразным, когда хотят отметить притяжение психической энергии».

В докладе на прошлогодних Абрамовских чтениях мы представляли классификацию качеств духа, в основу которой были положены свойства психической энергии. Именно такой взгляд на качества позволяет приблизиться к пониманию важнейших вопросов этики – генезиса (происхождения), природы и глубинной сущности качеств человека. Одну из групп качеств образует такое фундаментальное свойство психической энергии, как притяжение.


Н.К. Рерих. Странник Светлого Града.
Н.К. Рерих. Странник Светлого Града.

Рассмотрим подробнее эту группу качеств, тем самым исследуя этический аспект Закона Единства, и проведём наглядную аналогию с жизнью звезды.

Итак, целая группа духовных качеств ярко выражает силу притяжения, влечения человека к избранному им, любимому объекту устремления и мечты. Сама эта направленность от себя к миру способствует преодолению эгоизма и обособленности. Этой силе неизменно сопутствует процесс получения и отдачи, когда субъект берёт от влекущего его объекта и взаимно отдаёт ему: помощь, поддержку, внимание, ласку, энергию. Благодаря этому происходит как бы размывание границ между ними, разряжение (смягчение) их первоначально отчуждённого состояния. Субъект и объект начинают объединяться. Между ними возрастает взаимодействие, развивается подобие и созвучие.

Такие качества, как Любовь, Устремленность, Дерзание, Почитание Высшего, Преданность, Доверие (Вера), Дружелюбие, Благодарность; Чувство Прекрасного (мы влечёмся к чему-то красивому); Сострадание, Заботливость; Познавательность, Любознательность, Внимательность, Сосредоточенность; Ответственность, Чувство долга; Стремление к сотрудничеству и другие – являют собой многочисленные «нити», которые связывают нас с другими людьми, явлениями природы, культуры и предметного мира. Если поразмышлять над этими качествами и постараться их как бы почувствовать сердцем, то можно ясно ощутить их силу притяжения, действующую внутри нас.


Н.К. Рерих. Тангла. Песнь о Шамбале.
Н.К. Рерих. Тангла. Песнь о Шамбале.

Несколько цитат.

«Велика магнитная сила чувства любви... Любящий человек отвечает космическому закону притяжения, так он получает в той или иной мере особенности, присущие этому закону» (Надземное. 736).

«…Люди слишком редко сознают космический закон Притяжения и его основу – Любовь. Даже самая несовершенная любовь уже заключает в себе частицу блага. Таким образом, после всяких рассудочных нагромождений, человек приходит к самому природному чувству, которым живут все царства Природы» (Надземное. 769).

«Любовь магнитна. Она привлекает к себе и привлекается к тем, кого любит. … Любовь Иерархическая привязывает дух к Лестнице Иерархии Света и Ведущему Иерарху и к тем, кто по цепи объединяет и приближает к Нему. Растить это великое чувство можно беспредельно. Чем больше и сильнее оно, тем ближе к Фокусу Света способное сердце любить. … То, чему или кому отдано сердце, с тем сердце пребудет. Любить навсегда может только зажженное сердце» (Грани Агни Йоги. 1963 г. 870 (569); 1964 г. 181).

«Устремлённое сознание может двигать громадами... Потому на пути к Миру Огненному так важно осознание цели и достижение её. Притяжение духа к цели создаёт кратчайший путь и может открыть каж­дую возможность к достижению» (Мир Огненный, ч. 3. 320; Беспредельность. 109; Надземное. 856).

«Устремление являет собою сущность магнита духа в действии. Устремление яро магнитно» (Грани Агни Йоги. 1960 г. 318).

«…Устремление – великий магнит. Оно не только устремляет дух ваш к цели желанной, но приближает к вам Тех, к Кому устремлен дух. Получается явление взаимопритяжения… О магнитной природе устремления следует думать, ибо осознание Закона усиливает мощь его действия» (Грани Агни Йоги. 1964 г. 554. (377)).

«Преданность есть величайшее качество, ибо в основании его лежит Космический Закон притяжения, на котором держится всё мироздание» (Письмо Е.И. Рерих. 24.04.1941).

«Будем заботливо отмечать все знаки. Такая заботливость – тот же магнит. Мало задумываются над явлением созвучия» (Грани Агни Йоги. 1964 г. 508 (340)).


С.Н. Рерих. И мы приближаемся.
С.Н. Рерих. И мы приближаемся.

Отметим еще одно важное свойство этой группы качеств. Они обладают большой синтезирующей мощью, которая собирает воедино, упорядочивает и фокусирует в одном направлении разнообразные психические силы человека (чувства, желания, побуждения, мысли, воображение и т.п.). В обычной жизни они, как правило, у нас разбросаны и спутаны. Некоторые из качеств этой группы, например, почитание Высшего и познавательность, будучи осознанными, способны задавать смысл и мегацели, объединяющие многие наши земные и надземные существования, подобно нити ожерелья из бус.

Так мы видим, что, укрепляя и напрягая подобные качества, наш микрокосмос усиливает внутреннюю стройность и свое созвучие с макрокосмосом, его Законами притяжения и Единства бытия и способствует их проявлению в нашем земном мире.


Интересно, что в Записях Е.И. Рерих Духовный Учитель намечает происхождение (генезис) психических сил притяжения и отталкивания. В простых, низших формах жизни, еще неразумных, они проявляются как состояния голода и боли (Запись Е.И. Рерих. 22.10.1953). Если голод заставляет элементарные формы жизни искать и притягиваться к тому, что может утолить острую потребность в восполнении жизненных сил, то боль при соприкасаниях с другими формами, вызывающими страдание, научает избегать подобных контактов (иными словами, отталкиваться), хотя причины этого еще не могут быть осмыслены и поняты.

На более высоких ступенях эволюции в человеке развиваются соответствующие качества сознания, связанные с духовно-психическим притяжением к окружающим явлениям или отталкиванием от них. Вспомним, например, как Живая Этика призывает нас воспитывать в себе не только любовь ко благу, бережное отношение к каждому, даже малейшему проявлению добра и доброты в жизни, но и одновременно – отвращение к злу. Говорится: «Одно добролюбие без отвращения к злу не будет действенно» (Мир Огненный, ч. 2. 144). И такое сердечное чувствование должно быть осознано.

Итак, физический голод утоляется через поиск и отбор нужной пищи. Духовный голод, то есть сердечная, психическая потребность в объединении, понимании, красоте возникает в сознании человека благодаря усилению в нём связи с его высшим духовным началом. Так постепенно развивается психическое притяжение к тому, что может восполнить потребность в прекрасном, гармоничном, добром (душевно-теплом), познавательно-интересном...


С.Н. Рерих. Добрый самаритянин.
С.Н. Рерих. Добрый самаритянин.
С.Н. Рерих. Ты не должен видеть этого пламени.
С.Н. Рерих. Ты не должен видеть этого пламени.

Неслучайно уже древнегреческий философ Аристотель называл человека политическим (от полис – город), т.е. общественным животным. Зафиксированные в истории примеры детей-маугли, силою обстоятельств оказавшихся оторванными от общества, доказали, что, чтобы стать разумным существом человек обязательно должен общаться с себе подобными, впитывая культурный, исторический и повседневно-бытовой опыт, наработанный предыдущими поколениями. Соответственно, чтобы стать духовным (одухотворённо-разумным), человеку необходимо развить более высокие духовные качества в себе, посредством которых он будет всё крепче и сильнее притягиваться к Высшим Существам и Высшему Миру.

В связи с этим огромную роль играют два важных момента: напряжённость, интенсивность влечения человека и направление устремления, то, к чему он притягивается. «…Напряжение указывает на степень воли, заложенной в устремлении, – отмечается в Живой Этике. – Другое свойство устремления есть его направление, для сдвига [т.е. прогрессивных трансформаций] надо устремить энергию с Космическим Магнитом. ... Так устремимся к беспредельной напряжённости, являя направление эволюции» (Беспредельность. 168). Чем одухотворённее, чище, прекраснее будет объект притяжения, тем выше и благороднее будут притягивающие качеств в нас и тем длительнее они проявятся. А напряжённое, яркое переживание их даст сильный, устойчивый источник формирования в микрокосмосе новых утончённых психических структур, их постоянного совершенствования.

Степень развития силы притяжения к избранным идеалам и целям может свидетельствовать о юности или зрелости человеческого духа. Как правило, люди, имевшие сравнительно немного земных воплощений либо они были не столь насыщены опытом и познаниями, чаще проявляют слабость характера, воли и неопределенность своих желаний. «Старые духи, – отмечала в одном из писем Е.И. Рерих, – знают, чего они хотят, и обычно очень упорны в своих решениях и достижениях» (31.08.1936), т.е. другими словами, сила притяжения мощно формирует характер человека.


С.Н. Рерих. Подвиг.
С.Н. Рерих. Подвиг.
Н.К. Рерих. Экстаз.
Н.К. Рерих. Экстаз.

Живая Этика подчеркивает непреходящую значимость вечных духовных ценностей: Блага, Красоты, Истины – и тех Высших Существ, в чьей природе они ярко воплощены. К уподоблению им, следованию их примеру направляет нас эволюция. Тогда как земные ценности, как бы они ни манили удобством и приятностью, слишком временны и однообразны. Конечно, эгоизм – это тоже ярко выраженная сила притяжения, но она противопоставляет себя всему миру и тем вносит резкое обособление. Как следствие, эгоизм имеет очень малый радиус действия. Вот как об этом писал Б.Н. Абрамов: «Работа эгоистическая может вначале казаться успешной, но конец её предрешён, так как линия такого устремления загибается назад к своему породителю. Линия [же] устремления общего блага уносится в беспредельность, и результаты её беспредельны» (Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 330).


Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Н.К. Рерих. Скупой рыцарь. Эскиз к опере.
Н.К. Рерих. Скупой рыцарь. Эскиз к опере.

Полотна Николая Константиновича показывают нам, какие безграничные дали открываются перед Прокопием Праведным и в какую глухую, хотя и в золоте, темницу, добровольно заточил себя скряга.

Итак, мы видим в развитии нравственной природы человека одновременное проявление сразу двух космических Законов – Единства и Иерархии.

Теперь приведём аналогию с жизнью звезды. На видео передана вполне адекватная современным научным данным модель движения Солнечной системы. 




В космическом масштабе мы видим, что все небесные тела объяты грандиозном движением, вызываемым силой притяжения к еще более мощным объектам. По оценкам учёных, наша Земля притягивается к Солнцу и вращается вокруг него со скоростью 30 км/с. Солнце, в свою очередь, несет всю свою систему планет, относительно местных звезд от звезды Сириус в направлении созвездия Геркулеса, и одновременно относительно центра Галактики Солнечная система движется в направлении созвездия Лебедя со скоростью примерно 220 км/с. Наша Галактика также не стоит на месте, а сближается с галактикой Андромеды. Группа галактик, в которую входит и Млечный путь, движется к большому скоплению Девы со скоростью 400 км/с. А всё это мегаскопление летит в направлении т.н. Великого аттрактора (в созвездии Наугольника) со скоростью уже 600 км/с. Вот какова неизмеримая и могучая сила притяжения, поддерживающая весь космос в непрерывном созидательном движении.


Мы специально сравниваем движение космических тел с внутренним духовно-психическим устремлением человека к избранным им ценностям и Высшим Силам, которые, в свою очередь, тоже увлекаемы бесконечной силой притяжения к еще более Высоким Силам мироздания, как отмечает Духовный Учитель, «уже безликим в своем сиянии»… (Мир Огненный, ч. 2. Прим. 95 (Запись Е.И. и Н.К. Рерихов от 2.07.1933).


Н.К. Рерих. Чудо (Явление Учителя).
АН.К. Рерих. Чудо (Явление Учителя).

Приведённая аналогия показывает нам краеугольную значимость качеств, развивающих силы притяжения в человеке. Куда, к чему и к кому, с какой силой человек стремится – там он и окажется через должное время.

1. Наибольшее притяжение в космосе может вызвать более массивный небесный объект – так и в духовном смысле мощные порывы любви и устремлённости вызывает наиболее прекрасное, чистое, мудрое.

2. По историческим меркам совсем недавно, в конце 18 века (У. Гершель в 1783 г.), астрономы сумели разобраться, куда движется Земля и её ведущая звезда. Подобную же ориентацию призывает нас осуществить для себя и Учение Живой Этики. Как отмечается в книге «Община», необходимо «здраво определить конструкцию эволюции» (225), понять её направления и гармонично встроиться, найти свое место в этой сложной, но прекрасной системе.


Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель.
Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель.

3. Глубоко понимая всю сложность и драматизм земного пути человека, Духовный Учитель подчеркивал: «Сколько сознаний нужно сложить, чтобы не отклониться с пути. Много голосов позовут и много запретов зазвучат, но нужно не оглядываться и знать одно направление и не променять назначенное. Так применим тот же закон и во всей жизни, – и дальше очень важное замечание. – Ошибается, кто думает, что можно действовать разно, – и в великом и в малом один закон, один ритм» (Мир Огненный, ч. 2. 164). Различны и ветвисты пути человеческого своеволия, но маяк Высшего Мира един.

Вспоминаются замечательные строки из стихотворения Н.Д. Спириной:


       Новая Заря уже светит

       на тёмном горизонте.

       Мир Огненный. III, 139

Н.К. Рерих. Сам Вышел.
Н.К. Рерих. Сам Вышел.

Труба Архангела запела

Над потрясённою Землёй,

Когда Заря сверкнула смелой,

Неслыханною новизной.


Мы шли века, тысячелетья

Навстречу ей,

              наперекор

Обманам и противоречьям,

Путь преграждавшим с давних пор.


Нам Мудрость вечная сияла,

К Истокам Радости вела;

Нас Красота сопровождала

И никому не отдала!

4. Законы притяжения и Единства вносят в структуру мироздания порядок, устойчивость и предсказуемость движения миллиардов и миллиардов небесных тел. Тем самым повышаются шансы их успешного развития. Трудно представить хаотическую картину мира, где катастрофы и гибель светил происходили бы слишком часто, масштабно и главное – бессмысленно. Также и в жизни человечества, как только ослабляются единство, добрососедские связи, взаимопонимание, распадается сотрудничество, то общество вновь оказывается на пороге конфликтов, нетерпимости, которые часто приводят к губительным войнам.


С.Н. Рерих. Мы тоже ищем.
С.Н. Рерих. Мы тоже ищем.

Поскольку атрибутом духовного начала является направленность не к разделению и отчуждению, а именно к объединению там, где есть созвучие и подобие, то это может служить ясным критерием для распознавания сущности деятельности как отдельного человека (в т.ч. самого себя), так и социальных групп. Следствия действий и складывающихся отношений четко указывают либо на обособление и личную выгоду, либо на развитие сердечного понимания, самоотдачи и сотрудничества.

Прекрасные символы притяжения являют нам многие картины Н.К. Рериха: «Сам Вышел», «Странник Светлого Града», «Песнь о Шамбале», «Майтрейя-победитель», «Экстаз» – и С.Н. Рериха: «И мы приближаемся», «Мы тоже ищем», «Отшельник», «Подвиг».


Б.А. Смирнов-Русецкий. Сакральные острова.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Сакральные острова.

Благодаря аналогии с небесными объектами мы лучше осознаем ценность тех внутренних сил, которые связывают нас с Высшими и вечными Началами, ведь они показывают нам траекторию будущего правильного продвижения и эволюционные достижения на этом пути. Развитие необходимых качеств притяжения к этим идеалам делает процесс развития сознательным, целенаправленным и осмысленным. Последнее особенно важно: «Не сухие листья, но “Лотосы” пламенные, они [люди] будут уподоблены Высшему Миру» (Сердце. 243). Чтобы достичь Его, необходимо развить напряжённое притяжение и устремление. Помним, как уже давно было сказано: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Таким образом, качества, выражающие силу притяжения, играют ключевую роль в становлении человека и человечества.