Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.В. Башкова,
канд. филос. наук,
ТулРИЦ

Живая Этика о Законе Единства как основе бытия:
сущность и сферы приложения


  

В единении вся сила...

Вмещение единения есть мерило роста сознания.

Письмо Е.И. Рерих от 12.12.1929.


Авторы Учения Живой Этики представили в нём поразительную по масштабу картину мира, вмещающую и разнообразие форм жизни, и их постоянно эволюционирующую природу, и их потенциальную вечность существования. Как это оказалось возможным? И как нам вослед Авторам учиться постигать громадность мироздания и своё место в нём? Живая Этика даёт ключ: самый успешный путь – через познание вечных фундаментальных Законов, организующих поток космической жизни, служащих неотъемлемым (имманентным) каркасом его проявления и прогрессивного развития. Очевидно, что осознание важности универсальных Законов и постепенное овладение их механизмами даёт разумному человеку глубокое понимание смысла и целей бытия и своей творческой деятельности, утверждает преимущество ускоренного продвижения по ступеням эволюции. В этом и состоит причина, почему космические Законы обозначаются в Живой Этике как непреложные основы бытия [1]. В текстах с разных сторон красноречиво подчеркивается польза их познания: «Возьмём простейший пример: человек идёт по ветру или по течению и сберегает много энергии. Когда человек приобщается правильному течению эволюции, он чудесно легко проходит препятствия. Дело лишь в том, чтобы здраво определить конструкцию эволюции» (Община. 225).


Н.К. Рерих. Слепой.
Н.К. Рерих. Слепой. 
Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.

В докладе рассмотрим главные силовые линии и сущность Закона Единства, анализируя их в соответствии с основными разделами философского знания.


I. Ракурс этой темы в свете онтологии, или учения о бытии, лучше всего поможет нам понять сущность этого Закона.

Многие мифологические, религиозные и философские учения, а также современные научные гипотезы содержат в себе представление об изначальном Единстве всего сущего в его малопостижимом человеческим умом состоянии (в теософии – Непроявленного). Единая Реальность, вмещающая в себе потенциально весь будущий множественный мир, является, согласно Живой Этике, не только его истоком, но и далёкой целью, завершающей очередной круг Жизни [2].

Две главные изначальные силы, пробуждающиеся при новом цикле бытия и уравновешивающие друг друга в процессе его эволюции, – это притяжение и отталкивание [3]. Утверждается, что для строения жизни, для сохранения целостности неустанного потока её изменений преобладающее значение имеет Закон притяжения. Действие этого Закона предполагает глубинное единство и подобие многообразных форм космической жизни. Это единство удерживает их внутреннее сцепление в условиях постоянных преобразований. Можно заключить, что сущностной основой Единства является притяжение всех составляющих частей многоуровневых форм жизни к их высшему духовному ядру и благодаря этому по соответствию (созвучию) – друг к другу.

«Ведь Космос един…» – отмечается в Живой Этике (Беспредельность. 160).

«Из всех импульсов самый мощный есть объединение, в нём заложено всё явление жизни, на нём творится жизненная комбинация. (...) Закон творит только объединением. Стихия притяжения намечает путь всем устремленным энергиям» (Беспредельность. 407).

«Устремление к притяжению – свойство, принадлежащее всем сущностям Космоса». (Беспредельность. 337).

«…При всем многообразии космических явлений, в основании всех построений лежит Огненное Единство» (Мир Огненный, ч. 3. 349).

«Все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии или из единого элемента – ОГНЯ, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ» (Письмо Е.И. Рерих. 14.06.1939).

«Сочетание энергий напрягается взаимопритяжением. (...) Истинно, все космические формы имеют в себе сущность огня» (Беспредельность. 653). [4]


Н.К. Рерих. Звезда Героя.
Н.К. Рерих. Звезда Героя.

«Огненное Единство» бытия, о котором говорится в текстах, проявляется:

– в едином ноуменальном источнике бытия: Единой Реальности (= Единый Принцип, Закон, Абсолют, Беспричинная Причина, Бескорний Корень и т.д.);

– в едином бессмертном духовном начале, заложенном в каждой форме жизни: монаде (= зерно духа, Атма, искра Божья, «Луч, Дыхание Абсолюта» [5]);

– в единой всеначальной энергии (духоматерии, Огне), первичной ультратонкой субстанции, основе для всех космических форм, которые предстают как её бесконечные трансформации (в процессах дифференциации, уплотнения, сочетаний и т.п.);

– в единых фундаментальных Законах при их бесконечной вариативности в зависимости от состояний всеначальной духоматерии, образующих различные сферы (миры) бытия [5а];

– в единых направлениях эволюции космоса, включая этапы развития разумных существ.

– в едином Космическом Магните – фокусе (центре), организующем и направляющем циклы проявленного бытия (одним из Его высших аспектов является единая Иерархия Высших Сил (Космический Разум и Сердце)). [6]


Н.К. Рерих. Полунощное.
Н.К. Рерих. Полунощное.

На ступени разумной жизни, т.е. в сознании человека и более развитых существ, Законы притяжения и всеобщего Единства осознаются как космический Закон Любви. Следует отметить, что многие качества человеческого сознания имеют своим коренным основанием именно усиливающуюся способность притяжения, разнообразного в своих проявлениях. «Космическая Вибрация высшего Притяжения, или Любви в человеческом высшем понимании, – писала Е.И. Рерих, – звучит в Пространстве и на огромных пространствах…» (10.12.1954). «…Что есть Божественная любовь, как не великий принцип или начало притяжения или сродства…» (30.07.1935). [7]

Носителями магнита любви и творчества жизни, согласно Живой Этике, являются высокоразумные Существа, образующие единую Иерархию Высших Сил, или Космический (Коллективный) Разум и Сердце [8]. Иерархический принцип подразумевает подчинение низшего Высшему, которому предназначено творить и вести низшие формы в потоке космической эволюции. Подчеркнем, что единство Иерархии скреплено не угнетением и эксплуатацией, но притяжением сотворчества (сотрудничества), любви (сострадания) и даяния (жертвы) как естественных качеств высшей (духовной) природы разумных существ. Иерархия Высших Сил, близких к нашей планете, – антропологический аспект одного из самых сложных онтологических понятий Живой Этики – Космического Магнита. В его названии выделена как раз объединительная функция главной силы мироздания.


Н.К. Рерих. Будда дающий (Две Чаши).
Н.К. Рерих. Будда дающий (Две Чаши).
Н.К. Рерих. Сам Вышел.
Н.К. Рерих. Сам Вышел.

Как отмечалось ещё в трудах Е.П. Блаватской, эволюция нашей планеты перешла на свою восходящую дугу: от дифференциации и уплотнения материальных форм жизни – к их утончению, усилению притяжения к подобному и созвучному [9]. В связи с этим Авторы Живой Этики обосновывают космическую неизбежность (циклическую закономерность) нарастания процессов взаимообмена, сочетания и интеграции в самых широких диапазонах их приложения. Причём их темп и ритм будут только возрастать [10]. Все земные формы эволюционируют к тонкой восприимчивости, быстрой адаптации к новым условиям, бо́льшему взаимодействию и взаимовлиянию и т.п.


Утверждение Новой Эпохи в истории Земли и человечества, во-первых, проявляется в более насыщенном и активном протекании жизненных процессов, в ускорении периодичности малых циклов эволюции.

Во-вторых, происходит постепенное сближение физического мира и Надземных сфер более высоких измерений. «…Разграничение миров может только остановить эволюцию, – отмечается в Живой Этике, – ибо где пресекается связь между Первоисточником и жизнью, там надо искать разрушение. Так на вечном объединении строится космическое творчество» (Беспредельность. 657) [11]. Предсказываемая Авторами Живой Этики интеграция миров подразумевает уменьшение разделяющих границ между плотным, воспринимаемым нами миром и окружающей его Тонкой сферой, пока нами невидимой, и, что особенно важно, установление непосредственной сердечной связи человека с Высшим Миром.

Такова перспектива новых условий земного существования, которая, как мы видим, ведёт к усилению единства и взаимозависимости различных форм жизни.

Итак, сущность Закона Единства, согласно Учению Живой Этики, мы можем понять как действие глобальной космической силы притяжения, которая раскрывается перед познающим разумом различными гранями и сферами проявления.


II. Рассмотрим Закон Единства в приложении к антропологической проблематике.

Учение Живой Этики, примиряя доктрины индуизма и буддизма, даёт по сути синтетическое представление о строении человека, в котором соединяются вечное и преходящее. Помимо нескольких временных тел, или оболочек, составляющих структуру человеческого микрокосмоса, его осеняет присутствие, скрытое и потенциальное, единого беспредельного начала – монады, духа, или Атмы. Это огненное зерно, главный побудитель к совершенствованию и росту сознания, является залогом блестящих перспектив безграничной эволюции человека. Подчеркнем, что именно его наличие объединяет человечество поверх всех внешних различий: пола, нации, вероисповедания, социального положения, уровня образования и т.д.

«Только подумайте, что каждый из нас носит в себе Огонь единый, неизменный для всей Вселенной. Никто не желает представить себе, что сокровище вселенское в нём. …Огонь сердца одним своим магнитом соединяет все мировые строения. ...Только один Свет Огня во всём Мире» (Мир Огненный, ч. 1. 7).

«Люди одинаковы в зерне огненном, но лишь плотный атавизм ставит их на разных расстояниях от Истины» (Мир Огненный, ч. 1. 604.)

«Не много занимает Нас изменчивость форм, ибо зерно неизменно. Подобное неизменчивое зерно заложено в каждом существе. Даже отталкивающие действия [людей] не мешают помнить о равноподобии сущности, и это сознание делает Нас терпимыми» (Агни Йога. 311). [12]


С.Н. Рерих. Освобождение.
С.Н. Рерих. Освобождение.
Б.Н. Абрамов. Акварель.
Б.Н. Абрамов. Акварель.

Воздействия духа на сознание земной личности сосредотачиваются прежде всего в духовном сердце: «Дом духа в сердце» (Иерархия. 454; Сердце. 99), а также в нескольких тонких мозговых центрах. Изначальным свойством духа (духовного зерна) является притяжение, направленность к объединению и всех уровней внутри преображающегося микрокосмоса, и его самого – с окружающим миром (макрокосмосом). В Учении говорится: «Дух преображает сознание в явление всевмещения» (Беспредельность. 108).

Закономерно, что сердце отличается своим магнетизмом, свойством притягивать, воспринимать, трансформировать широкую шкалу разнообразных энергий, токов и ритмов, приходящих на Землю из космического пространства. Как следствие подобных преобразований изменяется и бытийственный статус человека: он становится способен к непосредственной связи с высшими сферами Надземных Миров, а после ухода из физического мира и к продолжению существования там. Так сердце можно смело назвать органом объединения человека и всего сущего. Конечно, все уникальные свойства этого центра ещё подлежат развитию и совершенствованию.

«Самая мощная сила, претворяющая различные энергии, есть магнит сердца» (Беспредельность. 349).

«Именно свойство магнита заложено в сердце. Творчество высшее насыщается этим великим законом. Так каждое завершение, каждое объединение, каждое великое космическое единение совершается пламенем сердца. Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем. …Так мы запомним о прекрасном притяжении магнита сердца, который соединяет все явления» (Сердце. 1).

«Лишь огненный магнит сердца, воспламенённый высоким мышлением и устремлением, привлечёт высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия» (Надземное. 860).


Следующим важным положением в антропологическом ракурсе Закона Единства является руководство и помощь в эволюции человечества единой Иерархии Высших Сил, которая возглавляется Высочайшей Духовной Индивидуальностью (Великим Учителем, Учителем Учителей) [13]. Несмотря на небывалые трудности и трагические катастрофы в истории Земли, основные направления её развития происходят соразмерно с космическими циклами и ритмами.

Значимость Твердыни Светлых Сил на Земле трудно переоценить. В рамках нашей темы выделим два важнейших аспекта. Во-первых, её присутствие объединяет все сферы многоуровневой структуры нашей планеты: плотную, тонкую и огненную. «…Братство называется Трикратным, – отмечается в Живой Этике. – Оно простирается, как прочный мост, между тремя мирами» (Братство. 8). Во-вторых, Иерархия олицетворяет для человечества идеал будущего, показывает эволюционный рост (путь), как личностный, так и социальный. Близкие к Земле звенья Космической Иерархии частично доступны для нашего познания. Живая Этика утверждает, что человеку – будущему деятельному сотруднику Иерархии предназначен беспредельный духовный подъём по этой величественной лестнице Жизни.

Единение человечества, столь трудно достижимое сейчас в связи со множеством преград: национальных, религиозных, социальных, политических и т.д., – станет возможным, как подчеркивается в Учении, при устремлении к единой Иерархии. Именно представители Светлого Братства в действительности стоят за целым рядом незаурядных земных личностей, кардинально повлиявших на сознание современников и потомков в направлении одухотворения сознания и социокультурного объединения. Это были основоположники религиозно-философских учений, правители и святые подвижники, жившие в разных национальных культурах и исторических эпохах. В свете нового понимания эти выдающиеся деятели, поверх всех внешних различий, оказываются путями познания к единой вершине Духа.

«…Все великие Спасители и Подвижники воплощались среди разных народов и сейчас продолжают трудиться в Твердыне Света…» (Письмо Е.И. Рерих от 11.03.1951).

«…Одно целое устремление к Иерархии неделимо. Считаю, многие шатания от несознательного понимания единства Иерархии. Настает время, когда все условия жизни начнут гнать людей к пониманию единой Иерархии. Мудро указывалось, что наибольшее разделение даст толчок к единению. Не есть ли настоящее – время наибольшего разъединения? Может ли человечество разделяться ещё больше? Это заря сложения единения. Ущерб месяца ободряет к принятию нового серпа» (Мир Огненный, ч. 1. 565).


Н.К. Рерих. Будда-победитель.
Н.К. Рерих. Будда-победитель.
Н.К. Рерих. Христос в пустыне.
Н.К. Рерих. Христос в пустыне.

В Живой Этике пунктирно намечена будущая важная ступень воплощения человечеством Закона Единства, связанная с объединением и в далёкой перспективе слиянием сознания человека и Духовного Учителя (который на высших этапах эволюции олицетворяет голос высшего «Я» земной личности) [14]. Этому тончайшему процессу предшествует длительный период духовной эволюции индивида и гармонизации его отношений с окружающими людьми. На современном историческом этапе делается акцент на этих важных подготовительных усилиях, ведущих к преодолению человеком узкого эгоизма и вмещению им идеалов Высшего Мира и облика Духовного Учителя. В Живой Этике подчеркивается, что мирное, бесконфликтное сближение людей друг с другом будет происходить более интенсивно именно благодаря признанию и почитанию единой Иерархии Высших Сил. При этом указывается не на робкие поиски заступничества и спасения Свыше, а на стремление «победить слиянием сознаний» (Иерархия. 149). Действительно, подлинное объединение вырастает из естественного укрепления любви, преданности и других утончённых качеств сознания, выработки общих основ мировоззрения и взаимопонимания, продолжительной совместной деятельности.


Н.К. Рерих. Fiat Rex. Триптих.
Н.К. Рерих. Fiat Rex. Триптих.

Таким образом, антропологический аспект Закона Единства выражается:

– в присутствии в структуре человека единого вечного начала – духовной монады;

– в едином для всех людей магните духовного сердца;

– в руководстве и помощи в эволюции Земли единой Иерархии Высших Сил;

– в будущем слиянии сознания человека с Духовным Учителем и гармоничном созвучии людей друг другу.

Мы видим, что антропология Учения системно обосновывает сущностное единство человечества и раскрывает его эволюционные перспективы.


III. Гносеологический и религиозный аспекты Закона Единства целесообразно рассмотреть вместе.

На протяжении долгой истории человечества единым источником подлинного Знания, согласно Живой Этике, является Иерархия Высших Сил. Её представители в качестве мудрецов, подвижников, учёных, деятелей культуры и т.д. приходят на землю с миссией очищения и углубления мировоззренческих основ, формирования более утонченной культуры мышления и поведения. Все они исходили из базовых положений единой Доктрины, единого Учения Жизни, хотя принесенные ими капли Истины облекались во внешние символические формы по уровню сознания людей конкретной исторической эпохи.

«Учение… отвечает всем, без различия верований и народностей. Пусть поверх всего светит одно солнце» (Мир Огненный, ч. 2. 179).

«Все философии, все религии исходили из Единого Источника, и те же Великие Умы, принесшие Свет и давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего человечества, продолжали приносить его и на всём протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. (…) Именно Их сознание напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеяниях разных философий и религий, соответствовавших времени», – подчеркивала Е.И. Рерих (6.12.1934).

«…Знание космическое… едино не только для всех веков и всех народов Земли, но и для всех планет, всех населённых миров и всех планов существования. Беспредельность – Границы его» (Грани Агни Йоги. 1957 г. 497 (451)).


С.Н. Рерих. Священные слова.
С.Н. Рерих. Священные слова.
Н.К. Рерих. Свет Небесный.
Н.К. Рерих. Свет Небесный.

Развитие мыслительного аппарата человека, его разума и сердца ведет к усиленному формированию двух его новых способностей – чувствознания и духоразумения. Ранее начавший формироваться интеллект преимущественно направлен к дифференциации, анализу, классификации, в основе которых лежат разделение целостного объекта познания на составляющие части (свойства, признаки, отношения) и их распределение на основании сходства. Тогда как новые способности связаны с целостным восприятием, глубинным пониманием, масштабным обобщением и синтезом. Их важным отличием является включение в процесс познания сферы утончающихся внутренних чувств (что подчеркнуто самим названием одной из способностей – чувствознание), элементов творческой интуиции, накоплений опыта прошлых существований и др. Всё это ведёт к активному участию в мышлении высшей духовной природы человека и его сердца (что также отражено в обозначении второго свойства – духоразумения).

Отмеченный в истории философии конфликт между рациональным и сердечным познанием получает здесь свое разрешение на новом уровне синтеза – в духовном разуме (разуме сердца), базирующегося на чувствознании и духоразумении. Интеллект играет здесь важную, но подчинённую, ограниченную роль.

Таким образом, в основе двух новых способностей лежит объединение как уже вполне развитых, так и намечаемых в первичных проявлениях свойств человека. Они безусловно дадут качественно новый импульс к утончению и одухотворению всего микрокосмоса. Следовательно, психо-ментальные процессы протекают в созвучии с общеэволюционным поворотом к восходящей дуге эволюции.


Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана.
Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана.
Н.К. Рерих. Миларепа услышавший.
Н.К. Рерих. Миларепа услышавший.

Во многих течениях мировой мысли мегацелью совершенствования, самим смыслом тяжелого земного пути человечества являлось достижение особого состояния возвышенной свободы духа и счастья. В учениях Востока говорится о разных степенях высших переживаний – экстаза или самадхи. Поразительно, что описания их подвижниками разных времен и культур весьма близки и созвучны. Сущностью их является слияние земного сознания человека с духовным началом в себе и через него – с высшими сферами бытия, восхищение всеобъемлющим Светом, целостное, всепоглощающее чувство единства, гармонии и любви. Учение Живой Этики подтверждает, что свойство магнитного притяжения присуще и природе Высшего Мира, и человеческому духу как его неотъемлемой части.

«Красота, Свет, великолепие Огненного Мира утверждаются каждым к нему приближением, – описывается в Живой Этике. – Кроме того, особое восхищение пробуждает чувство единения. Свет огненный ведет к тяготению взаимному, иначе говоря, к истинному единению. Но плоть, напротив, направляет ко всяческому разъединению. Такое свойство плотного мира мешает на сорной, дымной поверхности обнять восторг единения. Потому тем более нужно направлять мысли к Огненному Миру, чтобы привить себе истощенное чувство единения. (…) Нужно понять, что плотные формы не дают представления об Огненном Мире. Но мгновенное озарение может оставить навсегда чувство несказуемое, основанное на единении» (Мир Огненный, ч. 1. 469). [15]


С.Н. Рерих. И мы приближаемся.
С.Н. Рерих. И мы приближаемся.
Н.К. Рерих. Экстаз.
Н.К. Рерих. Экстаз.

Кратко обозначим основные положения гносеологического и религиозного аспектов Закона Единства, затронутых нами:

   – единый Источник Знания – Иерархия Высших Сил;

   – единое Учение Жизни, заключающее в себе вечную Истину;

   – синтетические способности целостного познания;

   – единое духовное переживание человеком слияния с Высшим.

Так мы видим, что дальнейшее качественное расширение знаний о Вселенной, проникновение в её глубинную многомерность напрямую связаны с синтетической трансформацией самого человека, развитием его внутренней природы.


IV. Этический ракурс Закона Единства подробно рассмотрен в отдельном докладе, где также приведена наглядная аналогия с жизнью звезды. Здесь же кратко обозначим основные тезисы.

Этический ракурс Закона плодотворно исследовать в свете проблемы природы и глубинной сущности духовных качеств человека. Если положить в основу анализа свойства психической энергии, то можно выделить несколько групп духовных качеств. Данную классификацию мы представляли в докладе на прошлогодних Чтениях. Одну из групп качеств образует такое свойство психической энергии, как притяжение. Духовные качества этой группы ярко отражают силу притяжения человека к избранному им, любимому объекту устремления и мечты. Сама эта направленность от себя к миру способствует преодолению эгоизма, самозамкнутости, обособленности. Этой силе неизменно сопутствует процесс получения и отдачи, когда субъект что-то берёт от влекущего его объекта и взаимно отдаёт ему: помощь, поддержку, ласку, энергию и т.п. Благодаря этому происходит как бы размывание границ между ними, разряжение (смягчение) их первоначально отчуждённого состояния. Субъект и объект начинают объединяться. Между ними возрастает взаимодействие, развивается подобие и созвучие.

Такие качества, как Любовь, Устремленность, Почитание Высшего, Преданность, Доверие (вера); Сострадание, Заботливость; Познавательность, Внимательность; Чувство Прекрасного; Ответственность, Чувство долга и др. – являют собой многочисленные «нити», которые связывают нас с другими людьми, явлениями природы, культуры и предметного мира. Если поразмышлять над этими качествами и постараться их как бы почувствовать сердцем, то можно ясно ощутить их силу притяжения.

Несколько цитат. «Велика магнитная сила чувства любви... Любящий человек отвечает космическому закону притяжения, так он получает в той или иной мере особенности, присущие этому закону» (Надземное. 736).

«Устремление являет собою сущность магнита духа в действии. Устремление яро магнитно» (Грани Агни Йоги. 1960 г. 318).

«Преданность есть величайшее качество, ибо в основании его лежит Космический Закон притяжения, на котором держится всё мироздание» (Письмо Е.И. Рерих. 24.04.1941).


С.Н. Рерих. Добрый самаритянин.
С.Н. Рерих. Добрый самаритянин.

Отметим ещё одно важное свойство этой группы качеств. Они обладают большой синтезирующей мощью, которая собирает воедино, упорядочивает и фокусирует в одном направлении разнообразные психические силы человека (чувства, желания, побуждения, мысли, воображение и т.п.). В обычной жизни они, как правило, у нас разбросаны и спутаны. Некоторые из качеств этой группы, например, почитание Высшего и познавательность, будучи осознанными, способны задавать смысл и мегацели, объединяющие многие наши земные и надземные существования, подобно нити ожерелья из бус.

Поскольку атрибутом духовного начала является направленность не к разделению и отчуждению, а именно к объединению там, где есть созвучие и подобие, то это может служить ясным критерием для распознавания сущности деятельности как отдельного человека (в т.ч. самого себя), так и социальных групп. Какими бы словами и мотивами не прикрывался человеческий эгоизм, но следствия действий и складывающихся отношений четко указывают либо на личную (в т.ч. групповую) выгоду и обособление, либо на развитие сердечного понимания, самоотдачи и сотрудничества на Общее Благо.

Так мы видим, что, укрепляя и наращивая подобные качества, человеческий микрокосмос усиливает внутреннюю стройность и созвучие с макрокосмосом, его Законами притяжения и Единства бытия и способствует их проявлению в земном мире.


V. Рассмотрим несколько аспектов социального приложения Закона Единства. Обозначенное выше восходящее направление эволюции к утончению и гармонизации земных форм жизни преломляется в социальном бытии как вектор от одиночества, отчуждённости людей друг от друга (и других живых существ) и обособленности надземных сфер нашей планеты – к широкому мирному общению и установлению объединяющих связей как внутри семьи земного человечества, так и с обитателями иных сфер, а в более далёкой перспективе – даже с существами, живущими на дальних мирах.

Учение Живой Этики содержит в себе прогностическое знание о том, что разумные существа космоса строят жизнь по принципу мировой общины. Путь эволюции ведёт земное человечество к последовательному вхождению в это созидательное сообщество сотрудников. Отметим для полноты понимания, что общине не противоречит иерархический принцип общественного устройства, где уровень знания, нравственности и психоэнергетической мощи выступают критериями достоинства личности и её социальной значимости.

Представители Иерархии Высших Сил, соучаствующие в судьбе землян, определяют свою Общину как Братство. Это понятие означает глубокую степень духовного единства, базирующуюся на осознании общих основ бытия, задачи самоотверженной помощи людям, на искренней сердечной преданности и любви, чистейшей нравственности. Братство как естественное развитие отношений следует после дружбы, сотрудничества (содружества), общины, являясь их кульминацией.


Б.А. Смирнов-Русецкий. Обители света.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Обители света.

Ведущая социальная тенденция Новой Эпохи в истории Земли (Сатья Юги в индуистском календаре) выражается в усилении объединения и сотрудничества людей поверх всех внешних различий. С ХХ века эти процессы принимают всё более масштабный характер и обозначены социологами как явления интеграции и глобализации. Они часто протекают очень болезненно и не без трагических, отталкивающих крайностей. Но тот, кто понял, говоря словами Учения, «конструкцию эволюции», должен сознательно и с большим терпением изыскивать все пути и возможности единения народов в планетарную мирную общину.

Девизом, который Живая Этика поднимает на знамя Новой Эпохи, является служение Общему Благу. На страницах Учения дается самое широкое толкование краеугольного для человечества понятия блага. Под ним понимается успешное продвижение любой формы жизни по пути духовной эволюции, тогда как то, что препятствует и вредит ему, является злом. Идея общего блага противопоставлена прежде всего эгоизму, личной выгоде, групповщине и связанными с ними несправедливостью и жестокостью. Она подчёркивает необходимость, во-первых, эволюционного развития всех прогрессивных форм жизни (не только человека); во-вторых, согласования ценных индивидуальных накоплений личности с исторически обусловленными целями и возможностями коллектива. Понятие служения также принципиально важно для Авторов Учения. Оно акцентирует внимание на добровольности, самоотверженности, готовности к самосовершенствованию и подвигу, ответственности, на сознательном постоянстве в оптимистичной устремлённости к высшим целям.

«…Начав с зерна, – отмечается в Живой Этике, – построение общины может дать Общину Мира. Нужно реорганизовать все человеческие начинания, чтобы сознание приблизилось к Общине Мира» (Беспредельность. 683). «Общее дело есть Общее Благо» (Община. 7). Елена Ивановна подчеркивала: «…Дружелюбие и сотрудничество всегда, везде, во всём и со всеми» (26.10.1932). [16]


Н.К. Рерих. София Премудрость.
Н.К. Рерих. София Премудрость.
Н.К. Рерих. Знак Троицы.
Н.К. Рерих. Знак Троицы.

Вспомним поучительный и прекрасный Завет преподобного Сергия Радонежского, устремлявшего современников, погрязших в междоусобицах, взаимных обидах и мести, к светлому и возвышенному символу Божественной Троицы. В христианстве Бог в трёх самостоятельных ипостасях един и различен, деятелен в трёх Обликах и гармонично слит. Святая Троица предстаёт как высшее единство в любви. Как светлый идеал она стала выступать символом объединения славянских княжеств и племен в рамках нового сильного государства.

Неудивительно, что этот Образ и в ХХ веке стал одним из источников вдохновения для великого художника и мыслителя Н.К. Рериха в его поисках символа, объединяющего все культурные силы человечества в борьбе с невежеством и разрушительным злом. Знак триединства – один из древнейших символов – был сознательно выбран им в качестве основного изображения на Знамени Мира (три круга в единой окружности). Николай Константинович писал: «Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. (…) Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века вернее, через тысячелетия» («Знамя Мира». 1939).


Первичным очагом единения в жизни людей является семья. Она служит прообразом всех дальнейших форм плодотворной социальной организации. Духовно-ментальное единство двух любящих сердец, будущих матери и отца, гораздо более значимо и оказывается намного длительнее и крепче, чем только физическое (половое) влечение. Мощный магнетизм созвучия способен притянуть к земному воплощению души из более высоких сфер Надземного Мира. Значит, правильно построенная семья станет ещё одним магнитом единения миров. Будущие семьи, о чем много писала Е.И. Рерих, будут создаваться по целому ряду важных критериев, что очистит и улучшит отношения её членов.

Вместе с тем, целеполагание при создании семьи отнюдь не должно ограничиваться рождением детей. Назначение семьи, согласно Живой Этике, можно сформулировать как помощь друг другу в самосовершенствовании. Одним из самых трудных условий семейного союза является совмещение свободы личности, её творческой реализации и строгой дисциплины в выполнении множества повседневных обязанностей и ответственности. Один из путей к трудно достижимому синтезу лежит, как указывается в Живой Этике, через осознание дисциплины как «добровольной гармонии», другими словами, добровольного стремления к единству. Гармоничная община, основанная на любви, преданности, общности мировоззрения и интересов, перерастает в настоящее братство.

«Истинная семья есть прообраз общиножительства. Она может олицетворять сотрудничество, и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства» (Братство. 57).


Н.К. Рерих. Отроки-продолжатели.
Н.К. Рерих. Отроки-продолжатели.
Н.К. Рерих. Благие посетившие.
Н.К. Рерих. Благие посетившие.


Подобные же цели совместной благой деятельности и взаимопомощи ставят и группы друзей-единомышленников, объединённых высокими мировоззренческими идеями. Из таких ячеек часто вырастают большие и значимые дела на Общее Благо, в которых суммируются накопленные знания, опыт, сердечное тепло. Небольшие группы энтузиастов-сподвижников могут стать настоящими центрами культурного просвещения и созидательного сотрудничества, магнитами единения для многих людей. На страницах Живой Этики неоднократно подчёркивается необычайная ценность таких культурных очагов. Вспомним, что кооперация была названа среди трёх главных даров наступающего этапа эволюции (Аум, 414).

«Нужно понять, как важен нуклеус из двух, трёх явленных сотрудников, скреплённых огненным уважением к Иерархии [Высших Сил] и друг к другу. (…) Нуклеус из двух, трёх друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам» (Мир Огненный, ч. 3. 80).

«Не много очагов, где в полном понимании творится труд взаимный, – так каждый очаг есть ступень к Братству» (Братство. 100).


Итак, мы выделили следующие идеи при рассмотрении социального аспекта Закона Единства:

–   мировая община как социальная организация разумных существ космоса;

–   Братство Духовных Учителей;

–   наступление Новой Эпохи сотрудничества людей на Общее Благо;

–   объединение человечества на основе духовной культуры;

–   семья как прообраз общиножительства;

–   развитие кооперации в группах друзей-единомышленников.


 

Подводя итоги нашему небольшому исследованию, мы можем подчеркнуть, что Закон Единства представлен в Учении Живой Этики системно и глубоко. Он охватывает все уровни масштабной картины мира и получает руководящее значение в свете эволюционных перспектив космоса и человечества. Направленность к единству в самых широких сферах приложения когерентна с начавшимся процессом постепенного разуплотнения многомерной структуры нашей планеты, облагораживания форм социальной жизни и утончения внутренней природы человека. Как бы ни были велики препятствия к гармоничной, мирной общине, важно помнить: «утверждение единения есть стремление к высшему закону» (Братство. 346) и прогрессивному развитию подлежит только то, что отвечает этому Закону Единства.



Примечания

Выделения жирным в цитатах – Н.Б.


К онтологии

[1] «Так нужно, прежде всего, установить направление эволюции. Не может быть двух направлений прогресса. Может быть одно истинное, и все другие попытки будут лишь блужданиями. Это следует запомнить…» (Мир Огненный, ч. 1. 396).

«Конечно, эволюция совершится, но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости?!» (Община. 253).

«Осознание основ, законов Бытия помогает нам творить лучшую карму, ибо карма творится прежде всего мыслью, побуждением…» (Письмо Е.И. Рерих. 15.10.1948).

«Равновесие мира держится на основе Бытия. Как мощно утверждается жизнь, когда высшее явление держится в сознании! Каждая высокая мысль будет залогом устремления духа. И в нескончаемой цепи действия и мысли можно выражать все новые направления эволюции. …Мысль о духовности должна войти в жизнь, но как истинное понимание основ Бытия. Равновесие мира не может установиться без истинного понимания Начал» (Мир Огненный, ч. 3. 240).

«Закон – это синтез, объединяющий все явления одного и того же порядка. Закон один, но бесчисленны явления, ему подчиненные. Бесчисленны явления, но ограничено число Основных Законов Вселенной. Всё подчинено законам. Изучая их, мир беспредельных манифестаций вводим в рамки определенного числа основных принципов. …Как можно подойти к изучению Беспредельности? Только созерцая её сквозь призму закона. Закон – это форма проявления бытия всякой вещи. Есть мир проявленный – вещей и явлений, и мир принципов, или законов, на основе которых происходит проявление всякой вещи, и ключ к нему лежит в знании закона. Постижение закона избавляет от необходимости изучать явления до бесконечности. …Основных законов немного, но обнимают Беспредельность. …Чем ниже, тем больше точек выражения, и тем больше и сложнее законы, и тем они менее значительны и менее космичны. Чем выше, тем более велик закон. Подножие тонет в бесконечности подразделений. От множественности идет путь к единству, от бесконечности правил и малых законов поднимаясь выше к Единому Закону Космоса. …Он – Единый и Высший Закон Мира, или Принцип – есть, и им держится весь Космос. Чем выше закон, тем сильнее его синтетическая сущность и тем синтетичнее сознание, его постигающее. Значит, синтез сводится к познанию Космических Законов, с тем чтобы сквозь их формы понимать мир в едином его уявлений, единых законов. Великие Законы имеют Бытие в Вечности и лежат вне времени и преходимости материального мира. Закон есть аспект Вечности, есть Камень Вечного Основания Жизни. Проходит все, но не Закон, подчиняясь которому течет преходящее. Познание Законов Космоса есть путь в Вечное, к бессмертию и Беспредельности, ибо сама Беспредельность выражена в форме Закона.» (Грани Агни Йоги. 1952 г. 472).

«Повсюду еще наблюдается противодействие Свету. Особенно там, где господствуют враги эволюции. Там нависает угроза обратного удара. Обратный удар эволюции страшен. Ничто не может против него устоять. Альтернатива такова: или идти вместе с эволюцией, или быть ею сметенными. Потому лучше примкнуть к эволюции бесповоротно. Эволюция в конечном итоге всегда несет обновление, улучшение, утончение и развитие форм жизни, углубление и расширение жизнеспособных форм. В эволюции заложена динамика Космической Мощи. Это и есть та Высшая Воля, на которую туманно и порой неубедительно ссылались религии. (…) Космические Законы есть формы выражения жизни, те рамки, в которых она выявляется. Потому не может быть речи о подчинении или неподчинении эволюции. Можно говорить лишь о том, что те формы, которые следуют эволюции, сохраняются, выживают и развиваются, которые не следуют – уничтожаются. Потому чрезвычайно важно уловить и определить правильно направление эволюции, чтобы последовать за ней. Закон универсален и касается всего, что проявлено – от атома до солнечных систем и, конечно, и человечества. Противодействия Свету напрасны, ибо в конечном итоге всегда ведут к уничтожению узлов сопротивления. (…) Когда Говорим о победе Света, Имеем в виду победу эволюции. Спираль эволюции непреложна и подчиняет себе проявленный мир, ибо эволюция и есть форма уявления жизни. Не имеет смысла идти против неотвратимой непреложности, но кто идет, пусть знает, что обречен. …Целые народы и расы сметались течением эволюции. Против Космических Законов никто не силен» (Грани Агни Йоги. 1956 г. 88).


[2] О Едином Начале сущего см. письма Е.И. Рерих от 12.02.1935.


[3] Е.И. Рерих писала: «…Движение положено в основу Мироздания. Оно есть первейший закон Вселенной. Действие [сверху от руки написано: Движение], Притяжение и Отталкивание – троица, которой держится весь Космос» (письмо от 8.02.1940).

«Принцип притяжения основан на Космическом Магните. Сцепление частей и расчленение подвергаются тому же закону притяжения, или принципу космического магнетизма. Когда свойство расчленения начинает преобладать, тогда сила Магнита уже формирует новую комбинацию. Все предсказания о распадении или соединении государств основаны на уменьшении или усилении Магнита Космического. Светила, проходящие сферы пространственных далей, притягивают или отталкивают родственные им элементы. Сила беспредельная лежит в основании каждого сочетания Космического Магнита» (Беспредельность. 124).


[4] «Единство становится множеством. Единообразие становится многообразием. Но многообразие сохраняет своё основное единообразие» (Записи Е.И. Рерих. 13.01.1947–17.10.1949).

«Огонь вечный наполняет все тела и через них соединяется с высшей огненной энергией. Таким образом перерабатывается сок Вселенной. Нельзя иначе назвать эту обновляющуюся сокровенную Субстанцию. Так все проявленное служит для обновления Субстанции вечной. Круг служит лучшим изображением для сотрудничества энергий» (Мир Огненный, ч. 2. 400).

«Творческий принцип устремляет все энергии к сочетанию [т.е. соединению]. Различие устремленных энергий являет силу притяжения. Так каждая устремленная энергия не теряется в пространстве, и сила каждой энергии возрастает с сочетанием» (Беспредельность. 344).

«Только огонь духотворит, и камень основания есть вечный закон притяжения. Потому сочетание нужных энергий напрягается только непреложным притяжением. …Не бывало в Космосе утверждения, не отвечающего притяжению, без разрушения» (Беспредельность. 631).

«…Символ строительства напряженного Магнита утверждается как великий, вечный закон притяжения. Так безмерный океан насыщается огненным напряжением» (Беспредельность. 635).


[5] «Монада или Джива per se* даже не может быть названа Духом; это есть Луч, Дыхание Абсолюта или, скорее, сама АБСОЛЮТНОСТЬ» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 1. М., 1991. С. 309).

per se* – лат. по существу, как таковое.


[5а] «Если бы вместо мнимых нововведений и установлений человечество обратило внимание на законы космические, можно было бы установить равновесие, которое все больше и больше нарушается, начиная с закона зарождения и до космического завершения. Законы утвержденные едины. На всех планах можно утвердить единство. Путь эволюции проходит, как нить, через все физические и духовные степени. Потому государственный и общественный строй может применить все космические законы для усовершенствования своих форм. На пути к Миру Огненному нужно проникнуться мощью Единства в Космосе» (Мир Огненный, ч. 3. 65).


[6] Обозначенное единство дает твердую основу для использования в процессе познания принципа (закона) аналогии, ибо многие космические явления и процессы заключают в себе подобные, схожие структуры, этапы, циклы и сроки развития. Природа удивительно совмещает бесконечную щедрость выбранных форм и видов жизни с экономностью и рачительностью средств и способов их существования.


[7] «…Ваши вопросы – что есть Космический Магнит? Космический Магнит есть основная мощь Космоса, оявленная в законе притяжения и тяготения, и в своем высшем аспекте как Любовь и как Космическая Любовь в достижении Космического Права. Космический Магнит есть основа Бытия и Сознания и, следовательно, Разума. Всё держится магнитом Сознания и Разума» (Письмо Е.И. Рерих. 14.01.1955).


[8] «…О Космическом Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в свернутом, или инволюированном, состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем назвать Богом. Но нужно делать различие между Космической Основой, или Потенциалом, Разума, беспредельного в своем Абсолютизме, и Космическим Проявленным Разумом. Так, Высший Разум и Великое Сердце, о которых говорится в «Чаше Востока» и в книгах Учения, есть именно Коллективный Разум и Сердце Великой Иерархии Сил Света. Именно Разум и Сердце этих величайших Духов, завершивших свою человеческую эволюцию на эту Манвантару здесь или на иных мирах и даже Солнечных системах, руководят силами низшими, им подчиненными, и судьбами разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь в карму человечества, Они все же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого Водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение» (Письмо Е.И. Рерих. 12.02.1935).


[9] Две изначальные силы Космического Магнита – отталкивание и притяжение, создающие в космосе основу движения и развития, образуют два базовых направления макроэволюции (как две дуги единой параболы – круга спирального движения эволюции), когда ведущей выступает то одна сила, то другая:

– первое направление подразумевает образование и поэтапное вхождение огненных зерен духа в уплотняющиеся формы материи и связанный с этим процесс дифференциации этих форм;

– второе – последующее утончение образовавшихся материальных форм, усиление их притяжения к Высшему Началу, их гармоничное соединение и в далёкой перспективе – слияние обогащённых огненной мощью зерен духа в Единое целое.

Так на втором этапе макроэволюции направленность к единству получает дополнительное основание для своего ведущего значения. «Когда обособление кончится, тогда слияние повернет к Беспредельности. Во всем Пространстве один пульс, и Закон Космоса является для Сущего одним» (Беспредельность. 61).


[10] «...Могут быть разные периоды [в развитии Земли], но в них можно чуять усиление темпа жизни. Вы уже чуете это ускорение ритма. Каждый может ощущать его в соответствии со своим нервным состоянием. Но непременно будет ощущать новую космическую конденсацию. Можно чуять прямое обострение лучей; можно чуять тревогу или устремление вдаль. Все эти подробности будут указывать на тот же самый новый ускоренный ритм. Можно понять, как нагнетение энергий кладет новую ступень планеты» (Сердце. 184).

В жизни человечества процессы взаимообмена и интеграции проявляются, например, в небывалом развитии средств связи и обмена информацией, транспорта как наземного, так и околозе́много и т.д.


[11] «Притяжение огненное настолько мощно, что равняется магнитному явлению. …Планета не может отделиться от Космического Магнита, и цепь, устремленная к созиданию эволюции, непреложно соединяет все миры. Так все действия космических сил творят в мощной космической координации, и все миры служат Единству закона. Так человечество должно включить себя [в этот закон]» (Беспредельность. 655).

«…Мир Тонкий приближается к физическому» (Сердце. 245).

«Будущее ведет к тому, чтобы человек, будучи в физическом теле, мог жить в обоих мирах. Подход к этому пойдет постепенно, чтобы не нарушить равновесия психики. Прозрений в Мир Тонкий много уже и сейчас, но их держит рассудок под спудом. Наука подходит к границе миров…» (Грани Агни Йоги. 1963 г. 458 (314). (М.А.Й.)).

«Наука откроет глаза на мир, невидимый глазу, и сблизит Незримый Мир со зримым. Новая Эпоха начнется под знаком объединения трех миров [Плотного, Тонкого и Огненного]» (Грани Агни Йоги. 1963 г. 864 (566)).


К антропологии.

[12] «Только подумайте, что каждый из нас носит в себе Огонь единый, неизменный для всей Вселенной. Никто не желает представить себе, что сокровище вселенское в нём. Стихии являются не единственными для всего Космоса; изменение качеств их не дозволяет назвать их едиными, но огонь сердца одним своим магнитом соединяет все мировые строения. Нужно подумать об этом преимуществе. Нужно приложить это сокровище ко всему укладу жизни. Только один Свет Огня во всём Мире» (Мир Огненный, ч. 1. 7).

«...Христос неоднократно утверждал о божеском сыновстве всех людей. Не Он ли говорил "Отец ваш и Отец мой" и указывал на древние писания, утверждавшие, что все "люди боги"» (Письмо Е.И. Рерих. 7.05.1939).

«Очувствование искры Божественного Огня в зерне духа положит основу новому человечеству. …Осознание Света в сердце устремит к Свету…» (Мир Огненный, ч. 3. 253).


[13] Эта Высочайшая Индивидуальность не является создателем ни галактики Млечный Путь, ни всей Вселенной (Мультивселенной).

«На Востоке принята Истина, что Единый, Величайший Дух является Создателем нашего сознания и Спасителем нашего человечества. Дух этот… появляется на Земле каждый раз, когда человечество заходит в тупик и необходим новый сдвиг сознания. Таким образом, все Спасители Мира являются Обликами одного и того же Духа.., который проявлялся как Кришна, Зороастр, Будда, Христос и Майтрейя. Проявлялся Он и в иных Обликах, менее ярких, но всегда истинно подвижнических» (Письмо Е.И. Рерих от 11.03.1951).


[14] Такое духовное, психо-ментальное единство называется Пало́рия. «Если Скажу: “Я всегда с вами”, многие ли поверят? Даже побоятся поверить в объединенное сознание. Для них каждое такое объединение есть нарушение самости и как таковое не может быть вообще допустимо. Они никогда не оценят десятеричное усиление энергии, которое рождается из сотрудничества сознаний. Но без этого сотрудничества невозможно было бы все Учение Сердца. К чему все подробности, если нельзя усиляться взаимно! Но если этот принцип доступен, то и доступно протяжение его до полного объединения сознаний, что называется Палориа. Но зато те, кто допускают и дошли до объединения сознаний, насколько они могут расширять работу свою для Общего Блага! Конечно, Говорю о внутренней, духовной работе, которую слепыши не могут углядеть и оценить.

Призывы к объединению сознаний необходимы повсюду, ибо они простейшим способом вводят в жизнь сердца. Не колдовство, но закон физический может соткать спасительную сеть вокруг планеты. Так каждый, следуя закону Бытия, может справедливо сознавать себя гражданином мира» (Сердце. 150).

«Объединение сознаний означает слияние их в орбите сферы Великого Сердца. Оно, Совершенное Сердце, объединяет сердца. В этом заключается сущность действия этого светоносного Магнита. В Свете Моем узрите свет свой – формула слияния созвучных сердец. Совершенное Сердце – великий Объединитель разбросанных по миру сознаний. Формула «In Him we move, and live, and have our being» [«В Нём мы движемся, и живём, и существуем»] имеет глубочайшее значение, ибо действительно живем в Свете Лучей Великого Сердца, которое питает своими энергиями легионы сознаний, устремленных к Нему. В сознательном огненном объединении с Ним – великая сила, победно противостоящая тьме» (Грани Агни Йоги. 1964 г. 16 (М.А.Й.)).

«Палория еще не конец, а только начало жизни сознаний, слитых навеки в своем устремлении к Свету» (Грани Агни Йоги. 1966 г. 221. (М.А.Й.)).


К гносеологии.

[15] «…Рассудок не доведёт к Высотам, нужно полюбить Мир Надземный.

Пусть скептики не удивляются, что вместо сложных научных формул Мы говорим об общечеловеческом чувстве любви как о лучшем проводнике. Но в любом предмете лучший успех достигается, если исследователь любит свой предмет. Лишь любовь создаёт высшее притяжение. Вы достаточно знаете о значении притяжения; такой магнит заложен в сердце человека, и он устремляется к великому магниту Надземного Мира. (…)

Притяжение поможет получить самую деятельную помощь из Надземного Мира, такое общение будет истинным сотрудничеством. Так и должно быть в мировом строении…» (Надземное. 769).

«Удерживайте каждое мышление от самости, но дайте сердцу влечь вас по пути кратчайшему. Сердце дано как одноподобный магнит к Миру Огненному. Недаром многие сердца тоскуют и на земле, и в Тонком Мире. Ведь природа сердца огненна, и оно сетует на все препятствия для воссоединения с родной страной» (Мир Огненный, ч. 2. 137).

«Люди одинаковы в зерне огненном, но лишь плотный атавизм ставит их на разных расстояниях от Истины. Но Высшие Огни стоят превыше всех делений. Прочтите о самых различных видениях Огненных Существ в странах всего мира, и найдете в них те же признаки и следствия. Поистине, перед Высшим Миром пропадают все различия народов. Люди одинаково чуют дуновение Высшего Мира. Они одинаково трепещут сердцем и телом. Они понимают Глас Светлого Посла. Они с трудом возвращаются к обычному земному состоянию. Они никогда не забывают такое явление и восторг духа от прикосновения к Высшему Существу. Не нужно позабыть, что самые различные народы видели Высшие Существа в одинаковом Облике. Разве это не знак Единства Света и Иерархии Блага?» (Мир Огненный, ч. 1. 604).

«Свет Седьмой – самый вмещающий, потому каждое земное вмещение уже будет путем туда, где каждый дух светит сиянием. Уничтожение вмещения и восхищения наносит главное препятствие для быстрого движения. Нужно учить о существовании Иерархии Миров, которая беспредельна» (Мир Огненный, ч. 2. 107).


К социальной философии.

[16] «Насколько неразвито сознание космических притяжений, видно из творчества человечества. Куда направляются устремления? В каком канале собраны все устремления? Каким импульсом двигается человечество?.. Обычно человек тратит энергию на бесцельное устремление к жизненному прозябанию, исключая себя из цепи космической. Потому Скажем – человек может создать свой мир как часть Общины Мира и звено с Космосом и так стать космическим сотрудником» (Беспредельность. 681).

«Община должна быть понята не в узком смысле, но в самом широком. Нужно сознательное сотрудничество всегда, всюду и во всём, именно при всяких обстоятельствах. ...Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится всё более и более несущественным, и всё сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение – единение в духе и сознании» (Письмо Е.И. Рерих. 21.08.1939).

«Очищенное сердце может объединить самые разнородные ауры. Так запомним и будем стремиться к этой великой цели. Ибо лишь сотрудничеством можно продвигаться в Новом Мире. Все, не осознавшие сотрудничества, принадлежат к миру старых пережитков. Век Майтрейи – век великого Сотрудничества! Итак, запишем правила на каждый день: дружелюбие и сотрудничество всегда, везде, во всем и со всеми» (Письмо Е.И. Рерих. 26.10.1932).

«Эпоха Водолея есть эпоха слияния после эпохи разделения. Именно, дойдя до предела разделения, начнутся поиски объединения. Надо понимать его во всех отраслях жизни. Надо понимать единение шире широкого. Оно ведёт к постижению Нового Мира» (Записи Б.Н. Абрамова. 163. (31.03.1953)).

«Раз принцип Общего Блага заложен в человечестве, то, продолжая его, получим Общину, сильную опытом». (Листы сада М. Озарение. Ч. 3, VI. 3).

«…Примите Нашу Общину Знания и Красоты! …Помните Работающих для Общего Блага!» (Листы сада М. Озарение. Ч. 3, V. 18).