Посеявший пожнёт.
Ничто не изменит закона Справедливости.
Мир Огненный, ч. 2, 348
Человек есть результат прошлого и семя
новых будущих нахождений, вытекающих из настоящего.
Грани Агни Йоги. 1955 г., 450
Ибо всё есть карма и всё держится кармой.
Письмо Е.И. Рерих от 24.09.1935.
Все творится по непреложному закону Кармы.
Чем сильнее был пущен бумеранг, тем мощнее возвращается он назад.
Письмо Е.И. Рерих от 1.10.1937.
Карма есть сила эволюционная,
имеющая в виду восхождение духа...
Ибо цель кармы – направить человека на путь эволюции.
Грани Агни Йоги. 1960 г. 347
Если ещё 20-30 лет назад основополагающее для восточного менталитета понятие «Карма» в нашей стране было экзотичным и малопонятным, то сейчас оно стало почти заурядным. Это слово можно встретить в толстых научных журналах, в дешевой рекламе и в повседневных разговорах. Различные врачеватели «диагностируют» Карму, её «исцеляют», «очищают», от неё «избавляют»...
Опираясь на Учение Живой Этики и составленные Б.Н. Абрамовым философские Записи, рассмотрим некоторые грани этого сложного, многогранного понятия и проблемы, связанные с его трактовкой. Сначала дадим определение этого термина по отношению к человеку. Карма – одно из центральных понятий индийской и буддийской философии, религии и культуры, дополняющее учение о перевоплощении; это универсальный закон причинно-следственных связей духовно-психического уровня. В его основе лежит идея о воздаянии и высшей, космической Справедливости.
В русской культуре созвучное представление широко отражено в народном творчестве: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется – так и откликнется», «Любишь кататься – люби и саночки возить» и в других пословицах.
Согласно закона Кармы все причины, порождаемые человеческими желаниями, чувствами, мыслями, словами, действиями, неуничтожимы и неизбежно вызывают соответствующие им следствия. «Причина и следствие, – утверждается в «Гранях Агни Йоги», – есть явление в целом: на одном полюсе его – причина, на другом – следствие» (1955 г., 260). Поэтому заложенные человеком причины не только воздействуют на его текущий земной путь, но и обусловливают посмертное существование и его будущие жизни на земле. В Записях Бориса Николаевича неоднократно используется образ сеятеля и одновременно жнеца, неотвратимо пожинающего посеянное им ранее.
В чем состоит особенность понимания Кармы в традиции Учения Живой Этики?
Прежде всего здесь утверждается идея глобальной эволюции всего сущего, нацеленной к бесконечному прогрессивному развитию и восхождению всех его форм. В связи с этим ключевая особенность Учения состоит в понимании закона Кармы как регулирующего механизма эволюции, который ведёт и направляет мир. В Записях Бориса Николаевича подчёркивается: «Её [Карму – В.М.] можно рассматривать как пособника эволюции, как индивидуальной, так и мировой»1. «Карма есть сила эволюционная, имеющая в виду восхождение духа... Ибо цель кармы – направить человека на путь эволюции» (1960 г., 347). «Всё восходит кармически…» (1954 г., 174)
Обратим внимание, что Карма не просто стремится восстановить утраченное равновесие, вернуть всё в исходное, первоначальное состояние, приноравливая каждой причине соответствующее следствие. Кармический закон не возвращает, а устремляет формы жизни к совершенствованию, к достижению состояния гармонии в бесконечном эволюционном процессе. Любое явление и действие человека либо находятся в общем русле эволюции, либо противоречат ему. В первом случае они являются жизнеспособными и имеют дальнейшее развитие. Иначе, если они не будут способны к продуктивным изменениям, то со временем будут разрушены.
Согласно Учению, Карма безлична, она есть универсальный космический закон. Из этого положения следует ряд важных выводов.
1. Карму нельзя ни подкупить, ни уговорить, ни умолить, ни умилостивить совершением обрядов, жертвоприношениями и т.д. Именно эта идея аллегорично выражена в беспристрастном облике древнегреческой богини Фемиды с повязкой на глазах. «Жизнь очень сложна, – сказано в Записях Б.Н. Абрамова, – но законы её действуют точно и безошибочно» (1955 г., 521). «Законов обмануть и обойти нельзя, ибо (…) что посеял, то и пожнёшь. Все жнецы и сеятели одновременно» (1955 г., 243).
2. Следующий вывод. Закон Кармы отрицает возможность прощения содеянного человеком. Никто и ничто не может уничтожить созданные им причины и неизбежные следствия. В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Но можно ли прощать причины, не могущие не дать своих следствий? Цепь кармических следствий нарушить нельзя» (1961 г., 175). «В себе, в своей ауре несет человек и награду, и наказание, ибо сам творец и того, и другого. Себя сам наказывает и одаряет» (1952 г., 594).
Затронув тему прощения, необходимо отметить, что в Учении утверждаются качества великодушия, неосуждения, снисходительности. Однако человек, даже искренне и чистосердечно простивший, не может нейтрализовать кармические последствия поступка другого. В «Живой Этике» подчёркивается: «Около понятия прощения много непонимания. Простивший полагает, что он совершил что-то особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощенный думает, что все кончилось, но ведь карма остается за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощенного и тем не утяжелил ее, но сам закон кармы остается поверх обоих участников» («Братство», 445).
3. Понимание Кармы как объективного закона даёт возможность познания принципов и механизмов его действия и, следовательно, сознательного применения в своей жизни. Всё это вносит в жизнь человека ясность, определённость, учит видеть сложную сеть взаимосвязей, быть предусмотрительным и целенаправленно влиять на формирование своего будущего.
«Садовник, сажая зерно, – сказано в Записях Б.Н. Абрамова, – знает точно, какое растение получится и какой плод оно даст. Это знание и делает посев возможным. То же происходит и при заложении магнитных зёрен будущих качеств, свойств и способностей в сознании человека» (1955 г., 452). Утверждая силой воли и целеустремлённостью нужные причины, человек может создавать желаемые позитивные следствия. В этом, согласно Учению, и состоит власть над Кармой, над своей судьбой.
Вот почему неверно представлять Карму только как возмездие за ошибочное поведение человека, как о карающего судью. С позиции Учения правильнее здесь говорить о воздаянии. На первый взгляд, граница между этими понятиями мало различима. На самом деле, она существенна. Поскольку, когда говорят о «возмездии», то закон Кармы явно очеловечивается и толкуется как жестокое наказание, насилие, месть. Но назовём ли мы «возмездием» различного рода болезни, неизбежно возникающие у человека при неправильном питании, пьянстве, употреблении наркотиков и т.д.? Фактически это естественная реакция организма на нарушение правил его жизнедеятельности.
Е.И. Рерих отмечала: «Всё воздается в тончайшем соответствии с накопленными человеком энергиями» (29.11.1934 г.). «Жизнь – это школа, – сказано в Записях Б.Н. Абрамова, – и каждый предметный урок должен быть понят. Карма не мстит, но учит. Хорошо учиться на всём и делать это сознательно» (1969 г., 209).
В Учении подчёркивается, что необходимо относиться к Карме как к закону моральной ответственности, тем самым углубляя его сугубо механическое понимание как причины и следствия. В современном обществе широко распространены иллюзии, будто человеку, преступившему нравственный закон и ловко увернувшемуся от той или иной юридической ответственности, удастся избежать последующего воздаяния и, что называется, «сухим выйти из воды». Именно такие невежественные представления вызывают чувство безнаказанности и ведут к дальнейшим негативным поступкам, несущим разрушение и вред как самому человеку, так и окружающему миру. В итоге образуется замкнутый круг, разорвать который можно лишь с помощью подлинного знания и целенаправленного самоусовершенствования.
«Виновные думают избежать карающей руки справедливости, – говорится в Записях Б.Н. – Напрасны надежды. Каждый заплатит сполна. Если бы знали, что придется неизбежно платить, много зла можно было бы избежать. Зло порождается нелепым и диким представлением о том, что от ответственности за причиненное зло можно уйти. Это родит безответственность. Кто же захочет сунуть руку в огонь, зная, что он больно жжет. Значит, прежде всего надо знать, сколь жгуча ответственность человека за творимое им зло» (1971 г. 660).
Существенной особенностью понимания Кармы в Учении является отношение к ней как к своему учителю и помощнику: «Сказано, что Карма наш учитель» (1971 г. 660). Закон Кармы, будучи регулирующим механизмом эволюции как таковой, в своём индивидуальном аспекте исполняет роль учителя, помогающего выучить необходимые уроки жизни с целью нашего совершенствования и продвижения по лестнице эволюции.
«Карма, – писала Е.И. Рерих, – ставит нас в те условия, в которых мы должны выучить новый урок или же повторить ранее недоученный» (11.01.1936 г.). При этом каждый человек получает вполне индивидуальные жизненные испытания в соответствии с проходимыми ступенями личной эволюции. «Средствами восхождения, – говорится в Записях Бориса Николаевича, – называем кармические обстоятельства. (…) Если какой-то этап пути требует развития внутренней деятельности человека, то внешняя деятельность может быть задержана болезнями или другими причинами, чтобы дать возможность развиться другой группе центров. Человек может противиться таким обстоятельствам, не признавая возможностей, скрытых в них, тогда возможность восхождения может пройти мимо» («Устремлённое сердце», п. 276. от 13.07.1954 г.). Поэтому важно сознательно и вдумчиво относиться к условиям жизни, стремиться самим, не дожидаясь «ударов судьбы», исправлять отрицательные черты своего характера и пересматривать ложные ценности жизни.
«Если мы не находим …сил самим изжить нечто отрицательное в себе, – подчёркивается в Записях Б.Н. Абрамова, – то на помощь нам приходят внешние обстоятельства, Карма или Судьба. Странно звучит для неподготовленного сознания слово «помощь», когда речь идёт, скажем, о лишении свободы, болезнях, нужде и т.д. Тем не менее если честно признаться самому себе, то именно эти страшные для всех обстоятельства и являются помощью там, где человек не может или не хочет сам себе помочь» («Устремлённое сердце», п. 316. от 19.01.1955 г.).
Е.И. Рерих отмечала: «Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки, особенно когда они повторны, очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются» (27.09.1937 г.).
Теперь рассмотрим вопрос отождествления Кармы с предопределённой судьбой и неотвратимым роком. Действительно, поступки в прошлом порождают неуничтожаемые следствия, которые неминуемо проявятся в настоящем или будущем. Проблема в том, что мы не помним совершённого в прежних жизнях, поэтому ответственность за них носит для нас абстрактный и пассивный характер и придает кармическому воздаянию фаталистический и пессимистичный смысл. Однако свести космический закон Кармы только к этому будет очень неполным представлением. Поскольку Карма неразрывно связана со свободой воли человека, всё, что он сознательно совершает в настоящем становится отправными моментами его дальнейшей жизни. В этом состоит значение древнего оптимистичного: «Каждый сам кузнец своей судьбы».
Человек каждое мгновение создаёт новые причины, которые вступают во взаимодействие со старыми и могут повлиять на формы и сроки их проявления. «Изменить карму трудно, – сказано в Живой Этике, – всё же до известной степени её можно регулировать» («Аум», 490). Преобразуя своё сознание, свой внутренний мир и отношение к жизни, мы способны влиять на настигающие нас кармические последствия, по крайней мере, это касается их направленности и степени восприятия. Закон Кармы формирует обстоятельства, а то, как поступать человеку ничем и никем не «предписывается», но определяется его свободной волей. Она и создаёт его будущую судьбу. «…Посев новых причин, – утверждается в «Гранях Агни Йоги», – зависит от воли человека. (…) Вы мудро сейте, зная, как неизбежна жатва» (1955 г., 260).
Понятие Кармы обычно вызывает ассоциации с жёстким ограничением человеческой воли, с насилием. Вместе с тем, в «Гранях Агни Йоги» мы встречаем глубокую мысль, о том, что Карма охраняет свободу воли и выбора человека. И последствия совершённого им поступка или желания должны быть именно такими, какие породила их воля человека, а не иными.
«Посеянное волей волей же и пожинается, – подчёркивается в Записях Б.Н. Абрамова, – Карма не нарушает свободы воли, но, наоборот, утверждает ее. Если что-то когда-то (…) неудачно, было порождено …волей, волей же оно должно быть и уничтожено, если сознание данное явление уже изжило» (1955 г., 139).
В контексте темы рока, предопределённости обратим внимание на еще один тезис: «случайностей не бывает». Причём эта формулировка не раз встречается и в книгах Учения2. Несомненно, целый ряд жизненных условий кармически обусловлен прошлым человека и происходит закономерно, хотя часто и неожиданно для него. Когда мы оказываемся в сложном положении, важно задуматься: почему это случилось с нами? какие жизненные уроки нам следует из него извлечь? Вот как об этом сказано в Живой Этике: «Обо всем происходящем задайте себе вопрос. Почему случается именно в такой и не в иной форме? Почему сейчас, а не раньше? Много мыслей возникает вокруг каждого события. Мышление направится ко многим причинам и попутно многое осветится» («Аум», п. 486).
Однако тезис «случайностей не бывает» не надо абсолютизировать и считать, что всё предопределено, все стечения и совпадения обстоятельств, неожиданные повороты событий всегда предрешены прошлым конкретного человека. Иначе, мы тем самым становимся на путь фатализма, легкомысленного суеверия и «себяцентризма», т.е. всё измеряем собою, ставим себя в центр всех ситуаций, в которых мы оказываемся. Конечно, за любыми неожиданными и непонятными обстоятельствами, действительно, стоят свои причины (физические, биологические, социальные, астрономические и т.д.). При этом часто они совсем не обусловлены личным кармическим прошлым, но являются результатом свободного поведения других людей и социальных и природных процессов, напрямую не связанных с нами. Такое игнорирование суживает многообразия жизни, развивает мнительность, пассивность, непротивление случившемуся или некритичное отношение к себе, а следовательно, ведёт к неумению сделать нужные выводы на будущее…
Ещё один важный аспект, который подчёркивается в Учении Живой Этики и Записях Б.Н. Абрамова. – это сложность, многовариантность, непредсказуемость действий Кармы. Тем самым Учение противостоит бытующим в повседневном мышлении людей упрощённости, схематизму в понимании этого закона. Например, вульгарные обещания «диагностики» Кармы и «избавления» от неё. Согласно Учению, подобные заявления утопичны и иллюзорны. Поскольку жизнь каждого человека неразрывно переплетена с жизнью других людей, социальных групп различных масштабов и исторической эпохой в целом, то всё это образует невероятно сложные комбинации индивидуальной, семейной, коллективной, национальной, народной и, наконец, планетной Кармы.
«Корни каждого индивидуального явления, – подчёркивается в «Гранях Агни Йоги», – скрыты в океане Беспредельности и связаны с явлением тысячами волокон» (1954 г., 37).
Таким образом, при понимании общего принципа действия и направленности закона Кармы, всё же формы и способы его конкретных проявлений остаются для нас малодоступными, а часто и непостижимыми. Вместе с тем, по мере духовного развития и расширения нашего сознания многое будет становиться яснее, отчётливее.
Характеризуя формы проявления Кармы в земной жизни, Е.И. Рерих писала, что этот закон «действует, прежде всего, целесообразно и неожиданно в силу космических законов или условий, которые мы не умеем еще проследить» (28.06.1948 г.). Вот какие неожиданные и на первый взгляд парадоксальнее примеры действия Кармы приводятся в «Гранях Агни Йоги»:
«Можно кого-то несправедливо обидеть – и потерять любимую вещь. Можно говорить о неприязни к людям – и очутиться на необитаемом острове (т.е. в глубоком одиночестве – В.М.). Пути уравновешивания кармических следствий неисповедимы и часто не поддаются учету. Но следствие – всегда прямой результат причины. Потому надо быть очень осмотрительным в словах, поступках и мыслях, ибо всё следствия приносит» (1955 г., 372).
В рамках небольшого доклада мы лишь тезисно коснулись сложной, объёмной темы Кармы. Вместе с тем, мы видим, насколько глубокие идеи Учения Живой Этики и философских Записей Б.Н. Абрамова дают нам замечательную возможность исследовать грани этого великого Закона и находить решения многих жизненных проблем, связанных с его постижением и применением.
1 «Устремлённое сердце», п. 316. от 19.01.1955 г.
Сравните: «…Тот, кто пошел по правильному пути, тот и придет к цели. Каждое искривление отнесет от прямого пути, и люди будут говорить о тяжкой Карме» («Мир Огненный», ч. 2, 395).
2 См. «Случайностей не бывает» (Зов, 1922. Июнь 3, 273). «Случайностей не бывает. Случайность есть совокупность причин и следствий» («Грани Агни Йоги». 1952 г. 412.).