Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
В.В. Макаров,
ТулРИЦ

Сравнение некоторых методов освобождения от Кармы
в Учении Жизни и восточных традициях


  

Карма является основополагающим понятием Живой Этики и восточных учений. В нашем докладе мы затронем общие подходы к освобождению от Кармы и методы её изживания и сосредоточим внимание на принципиальных различиях между положениями индуизма, буддизма, джайнизма и Учения Жизни1. Тем самым постараемся выявить специфику Нового Учения. Считаем, это также нужно сделать потому, что в наше время в России и на Западе всё более широко распространяются разные модификации восточных идей, опирающиеся на авторитет древних традиций, в рамках которых накопились противоречия и искажения. Такие современные представления приводят порой к однобокости и профанации.

Следует уточнить, что речь пойдёт здесь не о Дхарме Гаутамы Будды, который, как известно, не записал своё Учение2, и не об изначальных учениях индуистских мудрецов, передававшихся столетиями в устной форме3, а о сложившихся в дальнейшем неоднородных восточных течениях.


В докладах4 прошлых лет мы показали, что в Учении Жизни отношение к многоаспектному понятию Кармы преимущественно позитивное. В противоположность этому на всём Востоке на протяжении многих столетий сложилось негативное восприятие Кармы как силы, заставляющей все живые существа терзаться в сансаре – мире невзгод и страданий – вечном колесе рождений-смертей. Вот почему издревле основные вопросы индийской и буддийской философии, от решения которых зависит смысл жизни человека, заключаются не в том, что первично – дух или материя, сознание или бытие, познаваем ли мир и т.д. Они лежат в сугубо практической плоскости, что само по себе жизненно важно для каждого человека: как избавиться от страданий? как освободиться от Кармы и необходимости перерождений? как достичь бессмертия?5


Касаясь общих подходов к этим масштабным вопросам, имеющимся в Учении Жизни и во многих восточных течениях, необходимо подчеркнуть, что единым ключом к их решению является принцип собственных целенаправленных усилий, сознательный, упорный труд. Карма как судьба человека слагается прежде всего его психо-ментальными, вербальными и физическими действиями, поэтому и пожинает их последствия он сам. Следовательно, при освобождении от Кармы первостепенное значение имеют его личные усилия. Все эти идеи основываются на сущностном понимании причинно-следственного закона и кардинально отличаются от богословских взглядов на спасение души в авраамических религиях с их упованием на Бога и его милость, а также от социальных утопий марксизма и рыночного либерализма, утверждающих как панацею приоритет материально-экономического базиса6 и спасительную силу «невидимой руки» свободного рынка. Е.И. Рерих в книге «Основы Буддизма», которую по праву можно отнести к корпусу книг Учению Живой Этики, обращаясь к истокам Учения Будды, писала: «…Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения»7.


Важно понимать также, что когда в Живой Этике ставится задача освобождения от Кармы, то имеется в виду не избавление от космического закона (что невозможно), а изживание неблагого комплекса кармических следствий, который задерживает человека, отяжеляет его путь, подобно моллюскам и водорослям, облепившим судно и затрудняющим его движение. Негативная Карма препятствует реализации лучших возможностей и эволюционных перспектив.


Среди методов освобождения от Кармы, содержащихся в восточных учениях, можно выделить целый ряд созвучных им в Учении Жизни:

- совершение добрых, созидательных поступков, утверждение светлых, позитивных мыслей, желаний и чувств, порождающих благую Карму (индуизм8, буддизм, джайнизм);

- нравственное совершенствование (индуизм, буддизм, джайнизм);

- преодоление эгоизма, или ложного эго (индуизм, буддизм, джайнизм);

- неотождествление себя (своих ощущений, переживаний, размышлений) с эмоционально-психическими проявлениями личности (санкхья, классическая йога, ньяя, вайшешика);

- осознание в себе бессмертного начала (Атмана), постижение и реализация абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана (безличная абсолютная реальность) (адвайта-веданта);

- бескорыстное выполнение своего долга (дхармы) (карма-йога, индуизм, буддизм);

- непривязанность к результатам своих действий (карма-йога, буддизм);

- искоренение чувственных желаний, в т.ч., бесстрастие, нестяжательство (индуизм, буддизм, джайнизм);

- неотречение от семьи, социальных отношений и мира (карма-йога, буддизм махаяны и ваджраяны);

- посвящение труда Высшему (Ишваре, гуру), благоговейная, преданная любовь к Ишваре, гуру (бхакти-йога, индуизм) и гуру (буддизм, джайнизм);

- руководство и помощь духовного наставника (гуру) (индуизм, буддизм, джайнизм);

- жертвенное служение всему живому (индуизм, буддизм);

- следование срединному пути как принципу соизмеримости (буддизм);

- обретение особого духовного знания (джняна-йога, адвайта-веданта, буддизм);

- взращивание бодхичитты (устремления к просветлению ради счастья всех живых существ) (буддизм);

- утверждение главенствующего значения позитивных побуждений, намерений (буддизм, «Бхагавадгита») и др.


Н.К. Рерих. Сергий Строитель.
Н.К. Рерих. Сергий Строитель.

Теперь обратимся к некоторым принципиальным различиям. Прежде всего, Живая Этика более последовательно и бескомпромиссно утверждает принцип самостоятельных усилий в достижении освобождения от негативной Кармы. Это основано на фундаментальной идее о том, что «кристаллы» кармических причин содержатся в самой сущности человека. Указывается, что вместилищем Кармы является тело причинности перевоплощающейся Бессмертной Триады (Атма, Буддхи, Манас)9. Е.И. Рерих подчёркивала: «…Истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле… (…) …Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность… являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов» (11.06.1935.). «Телом причинности, – говорится в «Гранях Агни Йоги», – Называем несменную, бессмертную, неуничтожаемую оболочку духа. В ней несёт он [человек] плоды всех своих достижений, всё прошлое и будущее своё» (Грани Агни Йоги. 1957 г. 242. (208)).

Из этого положения следует целый ряд ценных, далеко идущих выводов. В Учении Жизни обстоятельно раскрывается механизм действия закона Кармы. Подчёркивается, что «кристаллы» своей Кармы создаёт только сам индивид. Никто другой не может изменить и изжить их без его ведома. В Живой Этике сказано: «Не извне приходит то, что принято считать кармой. …Дух несёт своё достижение и свой доспех» (Мир Огненный, ч. 3. 91. См. также: «Пусть каждый поймёт, что обречён не кармической жестокостью, но самоосуждением» (Беспредельность. 49.)). Поэтому главным фактором изживания Кармы является собственное энергетическое преображение многомерного сознания человека. «Рычаги кармы лежат в области духа, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – и во власти человека привести их в движение под нужным углом» (Грани Агни Йоги. 1957. 150. (129)).

Накопления кармических причин проявляются в ауре человека. В Записях Б.Н. Абрамова говорится: «Карма заключена в ауре человека, в кристаллических отложениях огня, дающих излучения ауры» (Грани Агни Йоги. 1959 г. 171.); «Думают уйти от результатов деяний своих, от своей Кармы, но разве можно уйти от себя самого, от судьбы, которая заключена в самом человеке в виде кристаллизованных энергий причин, создающих судьбу человека» (Грани Агни Йоги. 1961 г. 507.).


Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги).
Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги).
С.Н. Рерих. Огни усилий.
С.Н. Рерих. Огни усилий.

На вышеизложенных идеях базируется существенное отличие философии Учения от традиционных представлений индуизма и буддизма о “трансфере” Кармы, т.е. возможности исправления негативной Кармы извне – путём передачи чужих религиозных заслуг (пунья): от родителей к детям, от монахов к мирянинам, от живых к умершим и предкам, от духовно просветлённых существ (бодхисаттв) к другим людям. В качестве примера сошлёмся на сайт «Буддизм Тхеравады в Москве»: «Буддизм учит, что накопленные заслуги можно передать другим, ими можно щедро поделиться с другими. Другими словами, заслуги могут “передаваться” и ими можно делиться с другими существами. Получателями заслуг могут быть как живущие, так и уже покинувшие этот мир существа. (…)

… Те, у которых не было возможности переродиться в счастливом мире, постоянно ждут заслуг от живущих родственников, чтобы преодолеть свой дефицит и переродится в мире счастья»10. Однако, как невозможно в каких-либо актах раздать кому-то добродетели (мужество, терпение, справедливость и т.д.), так же нельзя поделиться с другими и кармическими заслугами.


 

В большинстве религий Индии, а также в школах махаянского и тантрического буддизма широко распространена идея о том, что путь к избавлению от Кармы предполагает накопление благих заслуг, под которыми понимаются выполнение ритуальных практик и различных механических упражнений. Речь идёт о богослужебных пуджах (обрядах поклонения и почитания), подношении даров (цог) (благовоний, цветов, еды, воды, напитков, зажигании свечей, масляной лампы, а также нематериальных подношений), простираниях (принятии телом распростёртого положения, соединённого с визуализацией Будд, Бодхисаттв, Гуру, йидамов и защитников), сложных обрядах отпевания, созерцании геометрических сакральных изображений (янтры и мандалы)10а, ритуальных жестов (мудры), произнесении мантр (священных слогов)11, строительства ступ (субурганов) и храмов (духанов), вращении барабана с мантрами (хурдэ, кнор)11а, постах, затворничестве (ретрит), гороо (ритуальный обход территории вокруг священных ступ, статуй, дуганов, дацанов (монастырей))12 и т.д. Всё это якобы непосредственно ведёт к очищению Кармы, избавлению от неё, к лучшему новому перерождению и духовному просветлению.

Для иллюстрации приведём слова Далай-ламы XIV: «Совершение простираний, подношений и тому подобного – это методы очищения нашей разрушительной кармы и создания заслуг, которые готовят ум к медитации безмятежности и прозрения»13. Ещё пример. Тибетский наставник, геше (доктор буддийской философии) Джампа Тинлей, духовный руководитель около 20 буддийских центров школы гелуг тибетского буддизма в России, заявляет: «Практика очищения кармы очень важна. Даже тяжелая отрицательная карма может быть очищена в короткое время, если вы знаете, как это сделать. (…) Третье противоядие [от кармы]… К нему относятся чтение мантр, простирания, строительство ступ, работа по приведению в порядок храмов и других святых мест. Последнее является очень мощной практикой очищения [кармы]»14. Как пишет заведующая Сектором восточных философий Института философии РАН, доктор филос. наук В.Г. Лысенко, в рамках большинства религиозно-философских школ индуизма «как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре)»15.


 

На сайте Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» читаем такое привлекательное приглашение: «Во время практики Нюнгне [3-х дневное затворничество] физический пост очищает неблагую карму убийства, воровства и сексуальной распущенности и позволяет преодолеть омрачения тела. Благодаря этому вы избежите рождения в мире прет (голодных духов), а вновь родившись человеком, не будете страдать от болезней и причиняемого злыми духами вреда. Кроме того, вы обретёте прекрасное тело и привлекательную внешность. В конечном итоге вы сможете достичь совершенного тела будды, наделённого всеми главными и вторичными признаками совершенства»16. Заманчиво, неправда ли?

Учение Жизни не признаёт вышеперечисленные практики в качестве методов освобождения от Кармы. Е.И. Рерих в книге «Основы Буддизма» писала: «С самого начала он [Будда] порицал все ритуалы и другие внешние действия, которые только способствуют усилению духовной слепоты и цеплянию за безжизненные формы». В своём письме она поясняла: «…Ничто внешнее без внутреннего устремления не может быть действительным. Ритуалы при красоте могут способствовать созданию некоторого возвышенного настроения, но нельзя рассматривать их как самостоятельное и самодовлеющее условие для духовного восхождения» (11.01.1936.).

На Востоке существуют воззрения, свойственные теистическим направлениях индуизма (веданта, ньяя, вайшешика, шиваизм, кришнаизм и др.), о вмешательстве в Карму личного Бога – Ишвары. Согласно им, последствия Кармы устанавливает Бог, именно он распределяет воздаяние за те или иные поступки17. Известный индолог, кандидат филос. наук С.В. Пахомов отмечает, что в шиваизме бог Шива «понимается… как Господь, наделённый высшим милосердием и способный избавить от тисков кармы» (Индийская философия: Энциклопедия. С. 611.). «В кришнаизме избавление от кармы находится в тесной связи с почитанием Кришны. Чем более предан божеству человек, тем больше вероятность того, что Кришна вызволит его из кармических пут. После смерти такой бхакта возрождается в одном из духовных миров»18. Аналогично этому, в амидаизме19, разновидности буддизма махаяны, отрицается возможность освобождения от Кармы собственными силами. Предлагается единственный путь – уповать на Будду Амитабху, возложиться на его спасительную силу и с нерушимой верой повторять его имя в мантрах20. Можно подумать, что это маргинальные взгляды. Отнюдь. Приверженцы амидаизма широко распространены в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, их число превышает численность известных школ дзэн-буддизма в Японии и чань-буддизма в Китае21.

Также в ряде восточных течений существуют представления, что якобы продвинутый гуру может по своему усмотрению частично освободить ученика от его Кармы, беря её на себя. Так, широко известный на Западе своей миссионерской деятельностью Йогананда Парамаханса в знаменитой книге «Автобиография Йога» заявлял: «…Иногда учитель, желающий значительно ускорить эволюцию учеников, может по доброй воле отработать их дурную карму в собственном теле»22. В Живой Этике такие воззрения считаются несовместимыми с пониманием непреложного космического причинно-следственного закона. Е.И. Рерих подчёркивала: «…Лишь сам он [человек] есть создатель причин и следствий [курсив – Е.И.], сеятель и жнец всего сотворённого им…» (12.09.1934.). В Записях Б.Н. Абрамова неоднократно подчёркивается: «Связывает и развязывает, или разрешает, сам человек. Никто за него не может освободить его... никто, кроме него самого» (Грани Агни Йоги. 1966 г. 990. (720)).


С.Н. Рерих. Освобождение.
С.Н. Рерих. Освобождение. 
С.Н. Рерих. Куда идет человечество.
С.Н. Рерих. Куда идет человечество.

Одним из важнейших методов избавления от негативной Кармы и духовной практики в целом в джайнизме и буддизме провозглашается раскаяние. Далай-лама XIV в своём интервью 1.01.2017 г., отвечая на вопрос «можно ли выйти из-под влияния своей прошлой кармы и что нужно для этого сделать?», сказал: «…Этого также можно достичь с помощью раскаяния, начитыванием определённых мантр, взращиванием бодхичитты... (…)

Одним их самых сильных противоядий является раскаяние в совершенных нами негативных поступках. Однажды в Афинах я повстречал человека, который рассказал мне, что много лет назад, в молодости убил козу. Он так глубоко раскаивался в содеянном, что когда он описывал мне этот случай, из его глаз текли слёзы – вот такое подлинное раскаяние и чувство глубочайшего сожаления о совершённом автоматически снижает потенциал проявления последствий негативной кармы или даже полностью его устраняет»23

«Главное: любую карму удастся исправить, если человек по-настоящему раскается [?! – В.М.]», – подчёркивает ректор Буддийского университета в Иволгинском дацане геше лама (доктор буддийской философии) Дымбрыл Дашибалданов. (Электронный ресурс: https://sangharussia.ru/news-fortuna/rektor-buddijskogo-universiteta-o-goroskopakh Дата обращения – 10.01.2021 г.).

Однако Авторы Учения Жизни отрицают метод раскаяния как возможность избавления от порождённых последствий содеянного и подчёркивают необходимость восстановления причинённого ущерба нужными действиями. «Колесо причинности, – сказано в «Гранях Агни Йоги», – пущенное в действие, не может быть остановлено ни раскаянием, ни отпущением греха даже за плату» (Грани Агни Йоги. 1953 г. 421.). «Слово “раскаяние” отсутствует в словаре Сензара… – говорится в Живой Этике. – По испорченности мышления, человек наносит рану своему собрату, но ни мысли, ни слова не залечат эту рану. Придётся рядом упорных действий соединить порванную ткань. (…) Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения» (Агни Йога. 52.). При этом обращается внимание на важность не просто раскаяния, но полного осознания человеком совершённых им ошибок, понимания их недопустимости в будущем и выработки их позитивного решения. Указывается также на вред сопровождающих раскаяние психологических состояний самокопания, терзания, отчаяния, а также пагубность привязанности к прошлому и подчинённость ему.


Затронем важный вопрос – в какой сфере изживается Карма? Применимы ли аскеза, посты, хатха-йога, отшельничество, уклонения от социальной действительности для очищения и преодоления Кармы? Приведём яркие примеры в отношении хатхи-йоги. Известный российский востоковед, тибетолог, переводчик, кандидат филологических наук, В.С. Дылыкова, анализируя древнейший классический текст хатха-йоги, который она характеризует как «первое и единственное средство на пути к Раджа-йоге», пишет: «Когда Кундалини поднята различными асанами [позы тела, практикуемые в хатха-йоге – В.М.], кумбхаками [виды задержек дыхания при пранаяме – В.М.] и мудрами, прана (жизненная энергия, жизненное дыхание) поглощается (абсорбируется) в шунье (пустоте) отверстия Брамы, йогин, подняв Кундалини и освободившись от всех привязанностей (связей) кармы, естественно достигает состояния самадхи (глубокое сосредоточение).

Когда прана движется в Сушумне [по представлениям йоги, центральный энергетической канал человека, который проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с каждой из чакр – В.М.], и сознание поглощается в пустоте (шунье), продвинутый йогин разрушает всю карму»24.

В качестве оценки приведённых взглядов, ошибочных с точки зрения Учения Живой Этики, процитируем глубокое высказывание Е.И. Рерих, которая, обладая уникальным духовным опытом, со знанием дела писала: «Не следует преувеличивать достижение Хатха Йоги и утверждать, что “адепты её, подобно Раджа Йогам, пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи...” Это не так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Великими Учителями, посредством Хатха Йоги не достигается. Как сказано в Учении: “Мы не знаем никого, достигшего путём Хатха Йоги”»25.

Приведём также характерное высказывание с одного из современных популярных сайтов («оум.ру»): «…Можно начать отрабатывать свою негативную карму уже сейчас. Делается это с помощью аскез. Аскеза – добровольное самоограничение, преодоление себя, обеты. (…) Чтобы сейчас отработать неблагую карму, можно заниматься, например, йогой. (…) Сидя на коврике со скрещёнными ногами, прямой спиной, мы молча и осознанно, претерпевая боль и дискомфорт, исчерпываем и минимизируем карму прошлого. Говоря “сидя на коврике”, подразумевается хотя бы час-два такого сидения, погрузившись в себя. Боль в ногах первое время такая, что хочется подскочить и убежать, при этом в голове всплывают самые неприятные воспоминания. Таким образом, происходит очистка и сознания, и тела»26.

Необходимо отметить, что Живая Этика, признавая пользу правильного питания и здорового образа жизни, считает такие взгляды неверными. Изживание Кармы прежде всего относится к сфере духа и мысли, к преображению сознания через позитивное преодоление жизненных трудностей и испытаний. Всё это выражается в качественном изменении мышления, образа действий и всего жизненного уклада человека, построенных на духовных основах.

Зададимся вопросом: чем люди слагают бо́льшую Карму – внутренней или внешней жизнью? Автор Учения Живой Этики утверждает: «Карма не в теле, но в духе» (Сердце. 288.). «Карма – в сознании, – говорится в «Гранях Агни Йоги», – так же и освобождение [от неё – В.М.]» (Грани Агни Йоги. 1952 г. 131.). «…Карма в основе своей есть накопления нашего сознания; – писала Е.И. Рерих, – и изживание негодных накоплений, также [как] и приобретение новых происходит всегда и везде. …Наша карма – наше сознание. Потому карма может поддаваться улучшению и облегчению» (15.10.1953.). Каким образом прежде всего управляется Карма? Е.И. Рерих справедливо отмечала: «…Карма очищается или отяжеляется прежде всего и главным образом мыслями и побуждениями, поступки – фактор второстепенный, именно мысль творит карму [курсив – Е.И.]. И если было бы иначе, то человек, находясь в существующих условиях, никогда не мог бы выйти из её заколдованного круга» (30.03.1936.). Такой подход во многом созвучен Учению Будды, который утверждал, что источником Кармы является намерение: «Намерение, о монахи, говорю я, есть действие (карма). Имея намерение, некто действует через тело, речь и ум» (Ангуттараникая III. 415.)27.


 

В ряде восточных учений как в древности28, так и в наше время распространена точка зрения, что для преодоления и уничтожения своей Кармы требуется аскетическая практика «недеяния и спонтанного существования без волевого воздействия на естественный ход событий»29. Полагая, что в любом действии (физическом, речевом или умственном) заключается источник перерождения, а значит, и страданий живых существ, аскеты стремились пресечь его полным бездействием, веря, что таким образом уничтожают Карму. Показательно, что во многих течениях восточной мысли принцип «недеяния» понимается буквально. Это приводит к аскетизму, покорности, социальной пассивности, уходу от ответственности, стремлению к спонтанности и немотивированности поступков.

Учение Жизни признаёт такие представления ошибочными. Сказано: «Аскетизм непригоден, и несостоятелен, и несозвучен назначению человека» (Грани Агни Йоги. 1959 г. 209.). Необходимо понимать, что насильственное подавление физической активности человека не может освободить его от умственной деятельности, проявлений чувств и моральных качеств, которые порождают свои кармические следствия. В Учении отмечается, что Карма, являясь по своей сути действием30, может быть изменена только действиями. При этом, действие здесь понимается широко, как проявление человека на физическом и на психо-ментальных планах. В подтверждение приведём убедительные высказывания. «Карма действия, – акцентируется в Живой Этике, – не может быть исчерпана бездействием. Сложивший костёр сожигания Истины должен нагнуться за каждым углём» (Агни Йога. 114.). «…Улучшения кармы, – подчёркивала Е.И. Рерих, – нужно искать не в воздержании от действий, но в усиленном развитии и накоплении духовных сокровищ» (8.06.1936.). «Поистине, – утверждается в Учении, – карма страшна только тем, кто утопает в бездействии, но мысль устремлённая освобождается от тяжести прошлого...» (Иерархия. 294.). «Бездейственность есть убийство огненной силы в себе, – указывается в «Гранях Агни Йоги». – Даже простой физический труд этим очень полезен. Почитаемый вами Подвижник [Преподобный Сергий Радонежский] много Работал физически. Будем учиться сознательно накапливать Агни всеми возможными способами» (Грани Агни Йоги. 1966 г. 678. (496)).


Н.К. Рерих. Город строят.

В Живой Этике указывается принцип «не уходить от жизни»: «Не уходите от жизни, ведите себя верхним путём» (Зов. 24.04.1920, 1.); «Мы решительно против монастырей как антитезы жизни. …Именно, из жизни дойти надо» (Озарение, ч. 2. IV. 3.)31. В Учении Жизни обосновывается принцип преодоления трудностей повседневной жизни: «Благословенны препятствия – ими растём» (Аум. 284.)32. Именно благодаря целенаправленным, активным действиям мы имеем возможность преобразовывать своё сознание, развивать нравственные, волевые качества, познавательные способности; лишь через взаимодействие с другими людьми мы можем заплатить свои кармические долги, извлечь необходимые уроки. Только утончение чувств, дисциплина мышления, проявленные в созидательном труде, творческой деятельности, служении Общему Благу, поднимают нас на новую ступень эволюции – тем самым можно исправить как свою индивидуальную Карму, так и улучшить коллективную.

В восточных традициях также широко распространены такие методы, как медитации, концентрации, посвящения, визуализация божеств, вхождение в транс, магические вызывания и подобные психотехники. Исследователи индуизма В.П. Каниткар (Хемант) и Оуэн У. Коул в книге «Индуизм», обобщая методы избавления от Кармы в индуистских течениях, отмечают: «Существуют различные пути для уменьшения бремени кармы: …глубокая, целеустремленная медитация и специальные упражнения; всецелая отдача себя на милость Бога, чтобы получить божественное благословение, которое нейтрализует карму» (С. 149.)33. Известный тибетский лама традиции кагью, один из наиболее почитаемых учителей буддизма в XX веке Калу Ринпоче в книге «Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне» (М. 2015) отмечал: «Махамудра [сложная система медитации на природе ума в школах тибетского буддизма – В.М.] настолько мощна, что, как говорят, “разрывает сансару в клочья”»34.


Н.К. Рерих. Заклинатель.
Н.К. Рерих. Заклинатель.

Закономерно возникает вопрос, как к этому относится Учение Жизни? Е.И. Рерих подчёркивала, что духовное восхождение, как и освобождение от Кармы, происходит прежде всего в напряжённом труде, «не путём всяких искусственных медитаций, концентраций и прочих механических приемов, но в подвиге жизни» (17.02.1934.). «Правильно, – сказано в «Агни Йоге», – считать посвящения, медитацию и концентрацию отсталыми понятиями, ибо эти понятия должны быть выражены в действиях. Вся искусственная магия должна быть забыта» (Агни Йога. 156.). «Потому в новой эволюции прежние искусственные приемы должны быть оставлены» (Озарение, ч. 2, III. 7.).

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих.
С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих.

Е.И. Рерих, глубоко разбиравшаяся в восточных учениях и духовных практиках, обоснованно писала: «…Основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в огненной трансмутации [т.е. преображении – В.М.] наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера» (30.06.1934.). И далее: «Очищение и огненная трансмутация нашего внутреннего существа делают нас владыками кармы» (21.01.1936.).

В завершение скажем, что мы рассмотрели лишь некоторые методы освобождения от негативной Кармы в Учении Жизни и восточных традициях, среди них выделяются как созвучные, так и принципиально различные. Живая Этика содержит многообразные методы, одна часть которых переосмысливает и синтезирует многовековые религиозно-философские идеи и йогические практики Востока, а другая значительная часть является новой и оригинальной. В целом можно сказать, что все они заключаются не в ритуалах, механических упражнениях и универсальных рецептах, а именно в естественном пути очищения, всестороннего расширения сознания, социального служения, одухотворения мыслей, чувств, поступков и всего образа жизни.



__________________


1 Под Учением Жизни мы понимаем корпус текстов, относящихся к теософским источникам, Учению Живой Этики и философским идеям, выраженным в работах Е.И. Рерих, статьях Н.К. Рериха, а также к Записям Б.Н. Абрамова. См. подробнее статью «Учение Живой Этики и Учение Жизни» https://bn-abramov.ru/readings/125/20219/

2 Согласно востоковедам, самый ранний – Палийский – канон Учения Будды складывался в течение нескольких столетий и был впервые записан около 80 г. до н.э., т.е. спустя более 300 лет (по некоторым оценкам – через 400 лет) после ухода Благословенного в паранирвану. «Поэтому некритически отождествлять палийский Канон с учением раннего буддизма, и тем более с учением самого Будды, было бы легковерно и совершенно ненаучно» (Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. – СПб. 2000. С. 15.). «Палийский же канон в его полном объеме [«в том виде, в каком существует сейчас» – В.К. Шохин] был создан в 5 в. н.э.» (Буддизм: Словарь. / Под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. – М. 1992. С. 240.). См. также «Философия буддизма: энциклопедия. / Институт философии РАН. – М. 2011. С. 680.

В настоящее время существуют три канона: палийский (Трипитака (пали – Типитака) – «Три корзины/сокровищницы»), китайский («Да цзан цзин» – «Великая сокровищница канонов», в основном сформирован в VII – VIII вв.) и тибетский (Ганджур и Данджур, в основном сформирован в XII–XIII вв.). См. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. С. 17 и Философия буддизма: энциклопедия. С. 252-253 (А.И. Кобзев), С. 935 (Н.А. Железнова). 

«За первые полторы тысячи лет развития учения Будды было кодифицировано три корпуса учений Будды: палийский канон, содержащий ок. 3700 текстов, китайский (ок. 1660 произведений) и тибетский (от 1080 до 1108). Соста-вы канонов отличаются: в китайский перевод включено много махаянских сутр и ранние тантры, но только в тибетской версии помимо ряда общих с палийским и китайским канонами текстов содержится наследие поздней индийской ваджраяны. Формирование этих трех канонических собраний, сопровождаемых тысячами комментаторских сочинений…» (А.А. Терентьев / Энциклопедия религий. Институт философии РАН, МГУ, СПбГУ и др. – М. 2008. С. 207.).

3 Так, самые ранние рукописи самых древних священных писаний индуизма – Веды – относятся учёными к XI в. н.э.

«В течение почти 2 тыс. лет передача Вед… происходила в устной, «слышимой» форме (шрути). Записывать Веды стали поздно – первая рукопись Ригведы относится к 11 в. н.э.» («Большая российская энциклопедия». Электронный ресурс: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/5198997 Дата последнего обращения: 1.08.2023 г.).

4 См. «Грани понимания Закона Кармы» (2019) https://bn-abramov.ru/readings/45/14388/, «Специфика понимания закона Кармы в Учении Живой Этики: некоторые аспекты» (2020) https://www.youtube.com/watch?v=SxZ4ndVjxeo&t=4001s, «Карма в Учении Живой Этики: сущность, специфика, методы изживания. Сравнение ряда аспектов с восточными учениями» (2020-2023) https://etikavomne.ru/issledovaniya/karma-speczifika-ponimaniya-1

5 Обращает внимание замечание исследователей индуизма В.П. Каниткар (Хемант) и Оуэн У. Коул: «Цель философии индуизма [добавим: буддизма и джайнизма – В.М.] – дать возможность верующему [последователю – В.М.] достичь духовного освобождения, а не играть в интеллектуальные игры словами, как, похоже, нередко поступает западная философия!» (Индуизм. М. 2001. С. 188.).

6 В законе Кармы преобладает этическая направленность. При этом, конечно, следует бороться и с социальной несправедливостью.

7 При этом важно осознавать незаменимую помощь духовного учителя и Иерархии Света. Е.И. Рерих утверждала: «Необходимо ясно, чётко и широко осознать Иерархию, как единственный путь продвижения» (Письмо Е.И. Рерих. 19.10.1929 г.). Она подчёркивала необходимость синтетичного вмещения принципов «личных усилий» и руководящей помощи духовного наставника: «Конечно, когда г-н Кришнамурти говорит, что “никакие учителя вас не освободят, но лишь вы сами”, то он повторяет лишь одну из подобных формул в книгах Живой Этики, именно – “всё должно быть сделано человеческими руками и ногами”. Вся Восточная Мудрость утверждает, что лишь личными усилиями и упорным трудом над собою достигается познание и овладение истиной. Но та же Мудрость гласит, что “Учитель есть Маяк Ведущий и спасательная верёвка в трудных горных переходах”. Принявший Водительство Учителя тем самым ускоряет путь. Облегчая и ускоряя свой путь, он тем самым может соответственно облегчить и путь ближнего» (Письмо Е.И. Рерих. 18.02.1936.).

8 Здесь подразумеваются типичные идеи индуизма, буддизма, джайнизма, широко распространённые в этих религиозно-философских учениях.

9 «Ядро духа и есть… причинное тело» (Записи Е.И. Рерих. 8.03.1949.). «Три естества, или начала, составляющие сущность человека, могут быть разделены так: 1) Атма – зародыш духа; 2) Буддхи – зерно духа и 3) Манас – Разум, который вместе с Атма и Буддхи составляет тело причинности, которое оявляется на воплощении» (Записи Е.И. Рерих. (5.02.1951 – 6.05.1951.).

10 Электронный ресурс: https://www.theravada.su/node/707 Дата обращения – 10.01.2021 г.

10а Авторы-составители книги «Буддийские божества, мантры, праздники, хуралы, обряды, ритуалы» Ж. Дугданов, проректор единственного в России Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.-Д. Заяева, и О. Дамнджапова, директор издательства «Номад», пишут: «Участие в хурале [Дуйнхор – праздник Калачакры] даёт возможность верующим в будущем достичь перерождения в северной стране Шамбале [?! – В.М.]. Ритуал Калачакры приносит большую пользу всем живым существам, очищает пространство, вносит гармонию между людьми. Созерцание её [мандалы Калачакры – песочного дворца (для чего проводится мистерия Цам)] благоприятно влияет на умы людей, дарит хорошую карму [?! – В.М.]. (...)

Калачакра Идам устраняет все препятствия, связанные с мирской жизнью, способна изменить время, судьбу человека в хорошую сторону [?! – В.М.]. Также спасает от всего негативного тех, кто обращается [к ней] с молитвами» (Улан-Уде. 2023. С. 28-29.).

11 В книге «Буддийские божества, мантры, праздники, хуралы, обряды, ритуалы» говорится: «Популярна стослоговая мантра Ваджрасаттвы, сильная и действенная методика очищения, помогающая при нарушенных обетах, избавляющая от всевозможных уровней заблуждения. Очищает от плохой кармы [?! – В.М.], несёт умиротворение. …Она способна облегчить страдания читающего и слушающего мантру, не даёт негативу распространиться по организму. Под воздействием мантры Ваджрасаттвы можно избавиться от таких чувств, как злость, ненависть, зависть, желание мстить [?! – В.М.]. (…)

Буддисты верят, что мантра Будды Манла [Наставника медицины] очищает от отрицательной кармы, быстро устраняет страдания от болезней и усмиряет вредоносных духов [?! – В.М.]… (…)

Махакала (Гомбо сахюусан (бур.)) – защитник буддизма Махаяны, гневная эманация Будды Арьяа Баалы [Авалокетешвары]. (…) Считается, что Махакала обладает всевидящим оком мудрости, наделён мощью подавлять препятствия, возникающие на пути человека, стремящегося к освобождению [?! – В.М.]. К нему верующие обращаются с просьбой даровать защиту, благополучие и покровительство в решении жизненных проблем. Чтение молитв, восхваление Махакалы очищает негативную карму [?! – В.М.].

Каждое утро в большинстве дацанов читается хурал, посвящённый Гомбо сахюусану. Он является собирательным образом всех защитников буддизма, и, когда подносится ему подаяние, считается, что оно подносится и всем основным защитникам, а также божествам и духам местности» (С. 5, 7, 21.).

11а В «Путеводителе по Иволгинскому дацану», изданного с благословения его настоятеля А. Цырендылыкова, при участии в качестве главного консультанта проректора Буддийского университета им. Д.-Д. Заяева – гэбшэ (кандидат буддийской философии) Ж. Дугданова, читаем: «В барабанах накручены на ось свитки с мантрами (молитвами). В верхнюю часть заложены круглые листы – чакры неба, в нижнюю – земли. Они призваны притягивать все небесные и земные блага.

Когда человек вращает барабан, считается, что он начитывает заложенные в нём мантры. Количество их на листах может достигать одного миллиона в больших барабанах и несколько сотен – в малых. Поверну хурдэ всего один раз, мы, получается, прочитываем молитву один миллион раз (!), то есть столько, сколько не сможет за нас [?! – В.М.] начитать ни один лама. Вывод – мы сами в состоянии улучшить свою карму путём вращения молитвенных барабанов. [?! – В.М.] (…)

Вращение барабанов позволяет убрать негативную энергию и прибавить позитивную, избавляет от головных болей, хронических заболеваний, приносит удачу, устраняет все виды препятствий [?! – В.М.]» (Улан-Уде. 2020. С. 15.).

12 «Прежде, что вам посоветуют сделать – непременно совершить гороо – ритуальный обход территории монастыря. (…) Считается, что когда совершаешь гороо вокруг монастырского комплекса, вращая молитвенные барабаны, то поклоняешься одновременно всем божествам в дацане, накапливаешь добродетель, убираешь жизненные препятствия, очищаешься от негативной кармы [?! – В.М.] и заряжаешься энергетикой» (Путеводитель по Иволгинскому дацану. С. 14.).

Приведём примечательный ответы ректора Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева геше Д. Дашибалданова в программе "Буддийская среда", посвящённой Карме: «Карма есть у каждого живого существа? У собаки, у птицы, у человека? – Да, у каждого живого существа есть карма. У Будд кармы нет [?! – В.М.]. – У божеств кармы нет, т.е. они уже вышли за круг сансары, и у них теперь кармы нет. – Да. – А те животные, которые живут в дацане: собаки, кошки и др. животные. Значит ли это, что в следующей жизни они могут рассчитывает на лучшее рождение? – Да, они же слышат молитвы, до них всё равно доходят молитвы [?! – В.М.]. Они рядом где-то бегают. Может быть, они в гороо пробегают. – Да, бывают такие собаки. – Может быть, они бегают не с мотивацией совершить гороо, но само действие совершения гороо закладывает положительную карму [?! – В.М.].  И это в последующем даст, безусловно, положительный результат [?! В.М.]» (https://www.youtube.com/watch?v=i4GsBzzRqqg&t=90s).

13 Буддизм. Один учитель, много традиций / Далай-лама и Тубген Чодрен. – М. 2019. С. 341. (Книга написана Его Святейшеством Далай-ламой XIV и его ученицей, буддийской монахиней Тубген Чодрен (2014 г.)).

14 Геше Джампа Тинлей. Сутра и тантра – драгоценности тибетского буддизма. С. 49, 50-51.

15 Индийская философия: Энциклопедия. / Институт философии РАН. – М. 2009. С. 445.

16 Нюнгне – трёхдневное затворничество Авалокитешвары. Электронный ресурс: https://dazanspb.ru/uchenie/nyungne-tryohdnevnoe-zatvornichestvo-avalokiteshvary/ Дата последнего обращения: 10.01.2021 г.

См. также: «Продолжительность обряда зависит от достатка семьи покойного, известны случаи, когда этот обряд (до кремации тела) длился по нескольку месяцев, а в Таиланде похоронный обряд над телом патриарха затянулся на три года (с 11.11.1958 до 26.04.1960)» (Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. – М. 1992. С. 84.).

17 Во многих «индуистских системах мысли, особенно в теистической веданте, идея абсолютного верховного Бога (Ишвара) зачастую сочетается с абсолютным же доминированием кармического закона. Но на самого Бога Карма не оказывает никакого воздействия, тогда как он позволяет ей быть, справедливо распределяя кармические задатки между индивидами на новом этапе порождения мира. (…) Подчас идея Кармы причудливо переплетается в различных индийских вероучениях с идеями божественного милосердия...» (Энциклопедия религий. / Институт философии РАН, МГУ, СПбГУ и др. – М. 2008.С. 625-626.). См. также: Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. – СПб. 2002. С. 39.

18 Пахомов С. В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм. – СПб. 2002. С. 81-82. См. там же: «В [индуистском] тантризме Карма образует одно из трех основных препятствий для духовного развития индивида, удаляемое благодаря ниспосланию Богом особой милости».

19 Амидаизм – общее название религиозных школ буддизма Чистой Земли направления махаяны, занимающих лидирующее положение на Дальнем Востоке. Чистая Земля Будды Амитабхи, именуемая Сукхавати (тиб. Деважин) – Обитель блаженства – является аналогом рая монотеистических религий, куда, согласно верованию, возносятся после смерти ревностные поклонники Амиды, навсегда избавленные от круговорота рождений в мирах страдания.

Согласно статистике, приводимой японистом, заместителем директора Института стран Азии и Африки МГУ по научной работе А.Г. Фесуна, в японском буддизме наибольшее количество храмов, монахов и прихожан насчитывается именно в школах амидаизма.

20 См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. – СПб. 2000.С. 202.

21 Вызывает недоумение также представления амидаизма, согласно которым «любой человек независимо от его поступков [?! – В.М.] непременно обретёт рождение в Земле Блаженства, если будет полностью уповать на Амитабху и с нерушимой верой повторять его имя. Может возникнуть вопрос о том, что же в таком случае происходит с законом кармы. Он продолжает действовать, хотя и трансформируется, в силу великих обетов Будды и энергии его великого сострадания. Например, убийца, уверовавший в Амитабху, после смерти не попадёт в ад, но он пробудет в бутоне лотоса столько времени, сколько нужно для исчерпания дурной кармы, содеянной убийством» (Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. С. 202.). Такие взгляды противоречат изначальному смыслу закона Кармы.

22 Йогананда Парамаханса «Автобиография Йога». – М. 1995. С. 223.

23 Электронный ресурс: https://web.archive.org/web/20170324003932/https://echo.msk.ru/programs/beseda/48586/ Дата обращения – 16.04.2022 г.

24 Дылыкова В.С. Тибетская агиографическая литература. (Институт востоковедения РАН). – М. 2015. С. 40, 42-43.

25 Письмо Е.И. Рерих. 6.05.1934. Далее Е.И. Рерих пишет: «Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путём упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха Йоге, именно, только самая легкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, может укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию».

26 Электронный ресурс: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/karma-i-karmicheskie-svyazi/ Дата последнего обращения: 26.03.2021 г.

27 См. Философия буддизма: энциклопедия. С. 363.

28 «В Индии аскетизм был не просто альтернативой религиозности “в миру”, но важнейшим и практически единственным источником идеалов и норм всей религиозной жизни субконтинента. Ни в одной древней религиозной традиции аскетизм не играл столь важной парадигмальной роли и не принимал такого массового и систематического характера» (Индийская философия: Энциклопедия. С. 108.).

29 Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям / Авт.-сост. Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. – М. 2003. С. 137.

30 «Карма – действие, иначе её нельзя определить». (Мир Огненный, ч. 2. 395.). См. также: «Даже злое действие лучше неподвижности» (Зов. 28.06.1922. 292.).

31 См. также: «Именно, всё должно быть совершено, не уходя от жизни и человеческими руками и ногами. В этом заключается великая красота» (Письмо Е.И. Рерих. 24.09.1935.).

32 См. также: Озарение, ч. 3. VI. 12., Агни Йога. 406., Беспредельность, 648., Иерархия. 185.

33 См. там же: «…Точное выполнение ритуалов называется “ритуальный путь”; считается, что он ведёт к росту духовности практикующего и, таким образом, к освобождению [мокша]» (С. 70.).

34 Электронный ресурс https://mir-knig.com/read_232182-30 Дата обращения – 8.12.2021.