Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Записи Б.Н. Абрамова. 1950 – 1971 гг.



Записи Б.Н. Абрамова. 121. (1952 Июль 16).

О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ.

СВЯЩЕННЫЙ ГЕРОИЗМ

Ушедший приходит, отказавшийся вмещает, отдавший принимает. Титан духа, принявший на себя судьбу великой страны. Дух её поднявший, не только внешнее устроение и одоление врагов. Заложивший камень будущего основания. Единосущный огню и с огнём нераздельный, огнём побеждал всё.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 122. (1952 Июль 18).

Героизм духа есть наивысший. Не тело жертвовал, но дух закладывал в основание Новой страны. Цементировал собою построение новой жизни. Потому слит с Высшим нераздельно, и неотделимо там всё лучшее от Него. И, пропитав Собою, поднимает за Собою. Тяжка ноша и долог труд, но на Служении не считают дней и не взвешивают нош. Только вложив душу свою, потеряв её в деле порученном, можно совершить предназначенное. Не велика помощь от стоящих в стороне. Немногие умеют так вкладывать себя, но на этих немногих Вкладах держится мир.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 123. (1952 Июль 22).

Задача — передать людям как можно больше Учения в наиболее доступной, художественной и увлекательной форме.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 124. (1952 Авг. 8).

ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ

Когда первых христиан отдавали на растерзание диким зверям и делали из них смоляные факелы, было очевидно, что победители — язычники. Однако в перспективе истории выявилось, что победителями были сжигаемые и растерзанные, а Древний Рим пал окончательно и был побеждён побеждёнными. Потому очевидная победа не есть действительная победа и очевидное поражение не есть действительное поражение. Тот, кто сильнее в духе, и есть победитель. Не трудно убить беззащитного человека, гораздо труднее утверждать свою идею среди оскала диких зверей и языков пламени костра. Такие победы в духе предстоят нам ежедневно, ибо если раньше христианина ждал один раз Колизей и один раз костёр, то мы проходим через эти встречи с противодействующей тьмой постоянно. В малом и в большом ополчается на нас побеждаемая материя земного плана, побеждаемая жизнь старого мира. Христиане были зажжены идеей бессмертия среди верящих в смерть. Мы живём идеей Беспредельности во всей её необъятности, и Новый Мир, который мы строим и утверждаем, есть одна из ступеней этой Беспредельности. Нет шире перспектив, нет величественнее будущего, чем то, за которое мы боремся с тьмой в себе и вокруг нас.

Мы не можем победить один раз и успокоиться на этом. Мы должны побеждать ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Вся наша жизнь и деятельность состоит из побед и поражений. Потому мы не можем рассчитывать ни на отдых, ни на покой. Религии просят о вечном покое, мы утверждаем вечное движение. Все наши утверждения основаны на законах жизни космической и потому непреложны.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 125. (1952 Сен. 2).

Чем больше дух сознаёт свою ответственность космическую, тем большую ношу получает. Размеры ответственности и тяготы прямо пропорциональны. Потому если кто-то, живущий растительной жизнью, не чувствует тяжести токов, то удивляться не приходится. Именно чуткость ответной вибрации открывает окно токам, льющимся из пространства. Ответственность — это кооперация с пространством, принятие своей доли в происходящем процессе космической жизни. Если тягота ужасна, то и красота Космоса велика; ядовитые времена пройдут, но великая жизнь космическая останется. И благо тому, кто отворил свои двери навстречу великой Жизни. Он приобщился к ней и раздвинул своё сознание до пределов беспредельности.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 126. (1952 Сен. 6).

РАБЫ ДОСТОЯНИЙ

Чего бы ни стремился добиться лично для себя человек в земной сфере, это добытое достояние становится его цепью, ядром на ноге каторжника. Добивается ли он богатства — деньги делают его своим рабом. Добивается ли он успеха в сфере личных чувств — объект чувств владеет им. Добивается ли он власти и славы — он в плену у своих устремлений. И какое бы достояние он ни приобрёл — он пленник страха. Страх потерять достояние — вот жестокий результат всех личных достижений.

Но чего может страшиться отказавшийся от личного и перенёсший свои устремления в сферы космического сотрудничества? Только в отрешении от личного находится та истинная свобода, о которой так мечтают люди. Никто и ничто не властно над таким человеком. Он идёт, творя дело общего блага, готовый каждую минуту покинуть землю для высших сфер.

Да, объединение возможно лишь при устремлении к общему делу и при всяком отсутствии личных попыток. Если оно не получается, значит, участники заинтересованы только в своём. Личные интересы таят бесчисленные поводы для раздоров и служат взаимному отталкиванию. Если дело Владыки не поставлено превыше всего, не ждите единения. Только оно, это дело, тот цемент, который может скрепить отдельные камни на постройке. Иначе разлетится строение и будет крушение великое. Помните о цементе — о деле Владыки, — без него не соединиться воедино.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 127. (1952 Окт. 3).

Когда будет понято значение мысли; когда будет понято значение пространственного созидания, которое есть корень всех явлений; когда будет раскрыта тайна Магнитов Огненных, собирающих воедино целые страны и души людей, которые без этих Магнитов были бы размётаны вихрями земными, — тогда отчасти станет ясным значение прихода Владык. Простые люди сердцем знали и устремлялись к Ним неудержимо; многие поймут научно. Каким бы путём ни пришло понимание, оно необходимо, не для Владык, а для людей. Понимание приближает, понимание помогает следовать и уберегает от умалений и кощунств. Знающий мощь огненной молитвы не скажет, что Подвижник проводит время в бездействии. Понимающий силу излучений высокого духа оценит её целебное значение для окружающих. Знающий о психической энергии не сможет остаться равнодушным к тому великому резервуару её, каким являются Подвижники духа. Потому степень понимания Учения будет мерою вмещения образа Преподобного. Только с мерою Истины можно подходить к являющим собою Истину, но не со своими личными домыслами и малыми мерками. Рост нового мира есть рост понимания Истины. Старые меры смещены будут, и на новом небе загорится звезда нового понимания.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 128. (1952 Окт. 10).

Каждая эпоха имеет своих героев. В эпоху воскресения духа Он будет первым среди героев духа. Во всей реальности встанет Его подвиг и труд. Чем тише подвиг, тем громче он в мегафоне пространства. Внешние громкие дела часто пространственно ничтожны.

Тихий подвиг растёт в веках. Тайное становится явным. Растут дела заложенные. Как часто люди пользуются плодами, не зная корня! Новая Эпоха восстановит справедливость и научит ценить реальные ценности.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 129. (1952 Окт. 4).

Ощущение счастья даёт подъём психической энергии; подъём психической энергии даёт ощущение счастья. Поиски счастья — поиски психической энергии. Если они неудачны, значит, ищут не в том направлении. Если счастье быстро иссякает, значит, это иллюзия счастья, а не истинное счастье. Поиски длительного счастья постепенно приводят к пониманию реальных, а не иллюзорных ценностей. Приводят к пониманию законов психической энергии. Длительность счастья зависит от прочности того, на чём основано оно. Чем выше, тем прочнее. Чем ниже, тем короче. Счастье, основанное на Высочайшем, вообще никогда не прерывается. Великий Аум не покидает того, чьё сердце возносится ввысь.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 130. (1952 Окт. 17).

Оставивший Учителя ради кого-то будет оставлен этим кем-то. Оставивший Учителя ради своих дел потерпит неудачу в этих делах. Всё, ради чего бывает оставлен Учитель, оборачивается прахом, и думающий взамен Учителя обрести нечто более ценное остаётся с пустыми руками у груды жалких развалин. Всё, за чем человек гонится, удаляясь от Учителя, оборачивается против него и стремится его уничтожить.

Совершенно обратное происходит, когда человек оставляет всё ради Учителя. Тогда он получает и друзей, и полноту жизни, и всё, в чём нуждается. И цветы не скрывают змей, и каждый кусок хлеба не раздирает горло.

Учитель есть единственная реальность в этом мире иллюзий. Оставивший реальность ради иллюзий получает все последствия миражей. Жалка участь отвергшего единственную возможность продвижения. Каждый, дошедший до определённой ступени развития, неминуемо приходит к Учителю, и неприятие Учителя есть самооткатывание назад, вниз. Если на каком-то этапе развития человечество руководимо помимо его сознания, то наконец неизбежно приходит срок сознательного принятия Руководства. И тут наступает роковой момент выбора. Не принявший Учителя сознательно, опять уходит в бессознательное состояние, и трудно подняться снова, трудно встретить Учителя во второй раз.

Променяв Учителя на что бы то ни было, меняем жизнь на смерть.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 131. (1952 Окт. 19).

Не растаскивание по клочкам, но монолит. Внутренняя собранность, а не разлетание в разные стороны. Цельность, а не хлопья. Алмаз тем ценен, что его частицы особо крепко соединены. В этом его сила. Нетрудно ветру разметать груду песка, но никакой ветер не отколет частицу от алмаза. В устремлении к монолитности дух кристаллизуется и образуется камень, на котором истинно можно созидать твердыни. Не на песке, а на камне строится дом. Только так устоит строение жизни.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 132. (1952 Окт. 24).

«…Лишь судорога самости мешает понять окружающее» (Мир Огненный. I. 299).

Самость есть такое состояние сознания, когда человек занят лишь собой. В этом состоянии он не различает окружающего и подобен близорукому, воспринимающему предметы в виде расплывчатых пятен. Незавидное состояние и к сотрудничеству не приводящее. Сотрудничество требует чёткого восприятия состояния всего окружающего. Чуткость есть отрешение от себя и перенос сознания в объект наблюдения. Будет ли это пространство, или человек, или книга, или идея — самость повсюду мешает правильному сосредоточению. Макет собственной личности маячит перед глазами и застилает видимость. Трудно ли оторваться от себя? Трудно ли заинтересоваться жизнью окружающей? Дух рвётся в ширь и глубь Космоса. Дух космичен, и тесно ему в тисках крошечного мирка малого «я». Он рвётся на просторы Беспредельности, в лоно своей Родины, откуда пришёл и куда идёт. Дух и самость антиподы и враги, и судьба человека зависит от победы того или другого. Нет середины, нет иного выбора. Или выйти из себя и победить, или остаться в себе и погибнуть. И кто хочет душу свою сохранить, тот потеряет её. А потерявший душу свою в просторе Космоса — обретает её, слившись с Вечной Жизнью. Узок этот путь для самости и широк для духа. Наступает время духа и гибель самости.

Кто от духа — радуйтесь!

 
Записи Б.Н. Абрамова. 133. (1952 Окт. 24).

Применять Учение помогает только жизнь. Чем она труднее, тем больше случаев и возможностей применить Учение.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 134. (1952 Окт. 29).

Простота есть монолитность. Наслоение различных устремлений не даёт простоты. Алмаз односложен в своём составе, но в осколке руды могут быть разные примеси, и прожилка золота теряется в слоях других руд. Много надо усилий, чтобы отделить ценный металл от ненужных примесей. Но отделившийся слиток ценен своей монолитностью. Трудны воздействия примесей, часто враждебных основе. Простота есть состояние чистого духа, кристаллизовавшего своё устремление.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 135. (1952 Окт. 31).

Нарождается новый класс общества — духовный, не имеющий ничего общего с так называемым духовенством. Раньше люди духа являлись разрозненными и редкими единицами; теперь они вырастают в класс, которому суждено сыграть решающую роль в создании новой ступени эволюции. Невозможно переоценить роль людей, причастных духу, в истории судьбы человечества. Это та закваска, о которой говорил Христос, которая должна поднять всю неоформленную, часто духовно инертную массу насельников планеты.

Как дрожжи поднимают всё тесто, так и новый духовный класс поднимет всю среду, в недрах которой он возникает; и дух каждого пробудит, и каждого к духу приобщит. И когда поднимутся все, не будет той резкой грани, какая существует сейчас, — а будет едино стадо и един Пастырь, и лишь мера приближения отличит вместивших многое. Тогда наступит эпоха шестой расы, эпоха истинного счастья, ибо оно в духе.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 136. (1952 Нояб. 5).

Может быть две точки зрения на всё — одна от своего сознания, вторая — от сознания Учителя. Подходя к делу Владыки, невозможно оставаться в себе и действовать от себя — получится себеслужение, и дело Владыки не будет выполнено. Эти два подхода к делу — один снизу, от себя, и другой сверху, от Учителя, — диаметрально противоположны. Подходящий снизу стремится получить, идущий сверху — дать. Почему следствия трудов так различны? По подходу и плоды. Стоящий вверху даёт без мысли о себе; находящийся внизу соблюдает прежде всего свои личные интересы. Грандиозность плана не вмещает малого себялюбия, нет в нём места сору земного дня. Слияния сознаний требует план, и в этом слиянии, как в огне, сгорает самость.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 137. (1952 Нояб. 6).

«Поругание тёмными есть похвала», ибо своих они не ругают.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 138. (1952 Нояб. 6).

Иерархия. 60. Почему рост сознания понимать только вширь? Улучшение качества сознания есть также рост его. Сравнив сознание широкое с сознанием качественно высоким, увидим разницу в силе излучений. Сознание может не охватывать глубин Космоса, но полнота любви и преданности даст интенсивность света. Аура крепнет качественным ростом сознания, когда огонь нагнетается напором высоких чувств. Можно много понимать, но не прилагать, но сочетание понимания и приложения и будет правильным ростом сознания.

Лучшие ауры как цветы. Ими украшен сад Владыки.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 139. (1952 Нояб. 7).

Психическая энергия действует в том направлении, в каком человек хочет. Если он не хочет замёрзнуть — он и не замёрзнет. Если он хочет быть здоровым — он и станет. Действие психической энергии неотделимо от устремления, и чем сильнее устремление, тем сильнее её действие. Она приводится в действие устремлением, как толчком, и дальше действует самостоятельно, если устремление не изменило направления.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 140. (1952 Нояб. 10).

Действуем Его силой, а Его сила неисчерпаема.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 141. (1952 Нояб. 11).

«Как важно сохранить огонь импульса!» (Иерархия. 93). Потому звучит призыв к сотрудничеству, ибо какой огонь импульса может быть у рабов и наёмников?! Сила своего огня, приложенная к начинанию Владыки, есть сотрудничество. Объединяем огни, умножаем силы, растёт победа. Огонь импульса отличает истинных сотрудников. Кто работает без огня, тот ещё не сотрудник, но подневольник. Много есть причин к такому подневольному труду, но ни одна из них не ведёт к Братству. Лишь огонь собственного импульса ставит дух в ряды сотрудников, ибо он кроме труда своего даёт самое необходимое, самое насущное для дела — огонь, без которого нет созидания. Нет ничего ценнее огня, ничего, что могло бы заменить огонь хотя бы в самой малой мере. Самые лучшие, самые добросовестные труды по своим реальным результатам, не очевидным простому глазу, не могут сравниться с огнём устремлённого импульса, дающего саму жизнь всему начинанию. Огонь есть сама жизнь, сама основа всех проявлений и дел. Может ли дело жить без основы? Умножая огонь начинания огнём своего импульса, творим и созидаем основу. Она непобедима, когда умножена. Начинание может быть дано, но дело сотрудников — умножить его потенциал своим огнём. Истинно, это есть сотрудничество, приложение самой своей сущности к работе порученной. Потому и сказано: «Пылайте сердцами и творите любовью», это и есть созидание огненное, приобщение к работе Владык.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 142. (1952 Нояб. 13).

«Красота произнесена, потому будем беречь её основание» (Иерархия. 108).

Почему под красотой понимать только внешнюю красивость? Разве положительные качества не красота? Разве преданность не красота? Разве любовь не красота? Разве сотрудничество не красота? Возьмите любое качество со стороны излучений и познаете красоту реальную, светоносную. При открытии излучений будет явлена реальная основа красоты. Тогда и это понятие, как и многие другие, будет пересмотрено и переоценено. Многое внешне красивое не окажется истинной красотой. Красота исходит из сердца и возвышения духа. Каждое тёмное пятно на ауре будет нарушением красоты. Если сказано, что красота есть основной принцип Наших дел, то надо понять, что все Наши принципы покоятся на реальных основаниях. Излучения реальны и мощны много более, чем электричество, и нет ничего сильнее энергий, которыми строится жизнь. Потому красота, как понятие гармонических высоких вибраций световых волн, несущих мощные заряды энергии неуничтожаемой и всепроникающей, истинно, есть основание Наших дел. Не в словах, не в улыбках, но в чувстве сердца созидающая красота. В поисках этой красоты не минуем Братства.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 143. (1952 Нояб. 15).

Иерархия. 128. Только слиянием сознаний можно достичь. Слиянию предшествует освобождение сознания ученика, ибо нельзя слить чистое с нечистым. Всякий сор и всякие цепи препятствуют слиянию. При слиянии происходит ассимиляция знания и энергий. Достояние Учителя становится достоянием ученика. Капля, упавшая в море, получает все свойства моря. Капля, не желающая раствориться, останется каплей, но растворившаяся становится морем. Только таким путём можно приобрести космическое сознание. Потому сказано: «Я твоё знание», так как при слиянии сознаний знание вливается в ученика, как поток в канал через открытый шлюз. Почему в шестой расе краеугольным камнем стоит понятие Учителя? Иным путём не прийти к духоразумению. В этом цикле сознания устремятся к поискам слияния с Высшим Источником, и дверь откроется, и польётся знание неудержимо. Каждый расцвет, как индивидуальный, так и народный, зависит от меры слияния сознаний. Учитель есть закон космический, и обойти его — значит обойти себя и судьбу предназначенную. Зачем лишаться суждённого, когда оно так прекрасно! Братство основано на объединении сознаний.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 144. (1952 Нояб. 16).

«При строительстве нужно развивать все устремления к тождественному пониманию» (Иерархия. 130).

Отчего происходят неудачи в делах порученных? Оттого, что к великому подходят с малыми мерами, и от несоответствия происходит крах. Большой мерой к великому делу будет всё сердце и всё устремление. Малая мысль неприложима к большой задаче. Она не будет помощью, а только помехой. Вопрос тождественности является законом успеха. Эволюция человечества есть самое священное дело на земле. Какую тождественность надо проявить, чтобы соответствовать этому делу?

 
Записи Б.Н. Абрамова. 145. (1952 Дек. 2).

Иерархия. 265. Каждая боль заставит помыслить о чужой боли. Где иной путь понять и оберечь чужую боль? Путь к Братству через боль, и когда эта боль понята именно как путь к Братству, она превращается в радость и принимается с признательностью. Бережность приходит через свою боль к чужой, и без бережности не войти в Братство. Не легко приобрести это качество; только через себя к другим, и через раны свет понимания. Иначе будем жестоки, сами не зная того.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 146. (1952 Дек. 12).

Иерархия. 313. «Истинно, будущее велико» и борьба бесконечна. Каждая мысль Учителя есть фундамент великого построения, как же утвердить её без борьбы? Путь Учения направлен против стихийности и хаотичности, потому встреча со стихиями и хаосом неминуема. Преодолев его в себе, вступаем в великую борьбу с окружающим нас хаосом. Хаос ревнив и яр, и каждая мысль Учителя, как фундамент великого построения, противна ему. Преодолев стихийность в себе, делаемся готовыми принять натиски стихий и преодолеть их. Наступает век оформления неоформленного, и не будет в человеке места смутным порывам стихий. Не вслепую будем жить, прыгая под ударами импульсов неизвестно куда, не понимая ни себя, ни окружающего мира, но в полном осознании своих и мировых возможностей. Каждый шаг будет осознан далеко вперёд, и мы станем сознательными творцами своих жизней. Ценить каждую мысль Учения — значит прилагать её в жизнь. В этом путь победы.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 147. (1952 Дек. 14).

Сознательное познание — это открытая дверь в океан пространства. Сознательное познание — это не изучение, но восприятие, не чтение книг, но свободное поглощение мысли пространственной.

Есть граница наукам и книгам, но нет границ космической мысли. Там есть всё, и лишь сам человек является пределом познавания. Предел в себе, а Космос беспределен.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 148. (1952 Дек. 16).

«Как же человечество думает приблизиться к Высшему без признания земных наместников Иерархии?» (Иерархия. 338).

Не только мыслитель, не только художник, не только деятель культуры, но, самое главное, самое основное, — земной наместник Иерархии. Каждому была явлена грань по сознанию, но лишь вместивший великое наместничество действительно близок ему. Все виды деятельности, многообразные и творческие, были лишь частью выявления наместничества и далеко не исчерпывали его истинной деятельности. Кто учтёт работу во всех мирах? И когда созреют и упадут плоды её? И многие ли сумеют увидеть в этих плодах руку сеятеля лучших зёрен? Признанием наместников устанавливаем прямой провод с Иерархией. Луч прям и может освещать лишь прямой путь. Потому признание наместников есть прямой, а следовательно, и кратчайший путь к Высшему. Радость признания — наша радость. Всё, что понято, приближается к нам по мере роста понимания. Растёт понимание, растёт и близость. И нет границ ни тому, ни другому. Приход наместника — счастье планете. Вестник Высших миров — живая связь с ними.

Не только о процветании пустынь земли заботился, но и о процветании пустынь духа человеческого. Земные пустыни уже зацветают, близится время орошения безводных и бесплодных пустынь заглохшего духа. И мёртвые зоны в сады превратятся, и его рука в этом превращении будет. И признание Наместников Огненных ускорит эволюцию земли и духа.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 149. (1952 Дек. 18).

Агни Йога дана через Агни йога. Но не только книги. Картины его есть тоже путь к Агни Йоге. Он говорит: «Сейчас надо мыслить об искусстве. Надо ощутить и утвердить высший проводник Духа-Утешителя». И далее, об исказителях искусства: «Они забыли о гармонии. Они не хотели знать, что близится время гармонизации центров».

Искусство имеет гораздо большее значение, чем мы представляем себе. Оно гармонизирует центры. Оно зажигает огни духа. Оно вызывает звучание сердца. Что ближе искусства может заставить сердце звучать? Его картины полны гармонических вибраций. Даже непосвящённые знатоки отмечают исключительную гармонию в композиции картин. Но мы знаем, что в его картинах передана гармония красок и конструкций высших сфер. Если вначале картины поражают нас своей неожиданностью, то это происходит от непривычки к иным мирам. Но постепенно мы входим через его картины в эти миры, сживаемся с ними, начинаем их любить. И когда мы начинаем любить их, тогда начинается и чудесное воздействие картин на нашу внутреннюю сущность. Мы можем знать это или не знать — это зависит от утончения наблюдательности, — но постепенно картины вводят нас в мир Огня не только посредством изображённых на них проблесков Огненного Мира, но и путём огненных, гармонических вибраций всех частей, составляющих сущность картины. Можно рассматривать произведение искусства как сущность Тонкого или Огненного Мира — это зависит от высоты её вибраций — со своей особой жизнью, деятельностью и судьбой. Влияние иных произведений искусства имеет даже историческое и планетарное значение. Что дают картины его человечеству? Об этом можно будет сказать в перспективе истории духа. Расцвет их деятельности ещё не наступил. Он наступит вместе с расцветом духа, когда народные массы смогут пить из источника Огненного Мира. Сейчас идёт подготовка к такому расцвету, и картины помогают подготавливать его своим безмолвным огненным влиянием. Ибо свет во тьме светит, даже если его не воспринимает самоограниченный глаз, и разгоняет тьму. А когда придёт утро новой жизни, человечество изумится и потрясётся, поняв, какие бесценные сокровища оставлены ему. И тогда картины выйдут на простор воздействия неограниченного.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 150. (1952 Дек. 23).

Иерархия. 356. Если рассматривать рост идей эволюционно, а не сравнительно, то можно, с одной стороны, дойти до корня, а с другой — прозреть в будущее развитие этих идей. Изучение путём сравнения предполагает несколько корней и не даёт перспективы в будущее. Сравнительная история религий может показать сходство идей, но эволюционная подведёт к корню и поможет углядеть будущий расцвет. Рост сознания также идёт эволюционно, и изучение постепенной вмещаемости «даст прогрессию к высшему пониманию». Без этой прогрессии положение состояния сознаний людей может часто казаться безнадёжным или неподвижным, но нет неподвижности, но лишь явное и скрытое проявление. Если жизнь идей в данный момент не явна, это не значит, что её нет. Может быть, в скрытом виде совершается более интенсивный процесс, который даст в будущем неожиданные сдвиги.

 

Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 16 След. Все