Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Записи Б.Н. Абрамова. 1950 – 1971 гг.



Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 16 След. Все

Записи Б.Н. Абрамова. 211. (1953 Окт. 21).

Мы можем улучшать окружающую действительность, представляя её в более совершенном виде. Такая работа даст два благих следствия. Первое — мы заложим зёрна улучшенной действительности, которые непреложно дадут свои всходы; и второе — мы, пребывая сознанием в мире улучшенном, тем самым уменьшаем, а при очень развитом воображении — и нейтрализуем воздействие окружающей несовершенной обстановки. Так, если грязь и беспорядок вокруг удручающе действуют на нервные восприятия, то мысленное удаление этого хаоса и представление обратного положения немедленно вызовет благотворную реакцию нашей нервной системы. Этот приём можно применять всюду и везде, где тяготят несовершенства, и результаты не замедлят. Кроме того, это даст необходимую тренировку и навык к более высокому мысленному творчеству. Ведь от малого идём, и не пристало пренебрегать этим малым, которое кажется таковым, пока мы не рассмотрим его продолжения. Но всё тянется в беспредельность, и в этой перспективе нет малого. Приучиться рассматривать каждое явление и действие в объёме беспредельности — значит явить правильную меру и приобщиться к неограниченности.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 212. (1953 Окт. 25).

Почему отменяется культ личности?

Потому что никакую личность, тем более играющую роль в истории народа, нельзя рассматривать как таковую, в обособлении. Её и её значение можно понять только рассматривая её в тесной связи, с одной стороны, с народом и, с другой — с Иерархией. Значение вождя в непрекращающихся взаимодействиях с Высшим и с нижестоящим, таким образом, он является соединительным звеном между народом и Иерархией. Его величина измеряется тем, насколько хорошо выполняет он эту роль и воплощает веления Иерархии. Потому нет основания для воздавания полубожеского почитания личности, поскольку она не является самодовлеющей и самодействующей. Кроме того, в случае, о котором идёт речь, данная личность являлась для многих иерархическим потолком, выше которого для них ничего уже не существовало. Эта недостойная замена не могла быть терпима в наступающий век утверждения высших Начал. И сознание растущего народа не может более удовлетворяться такими суррогатами. Пора поднять глаза кверху, поверх всех земных выявлений, иначе не вырасти духу человеческому. Рост сознания совершенно неразрывен с Иерархией, и без вмещения Её далее земной плоскости не поднимется. Именно, питание сознания, как огненной субстанции, происходит путём слияния с высшим Огнём. Никакие другие элементы не могут питать сознание. Тело, кроме огня, состоит из элементов воды, воздуха и земли и потому нуждается в них, но сознание — только в огне.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 213. (1953 Окт. 27).

Братство есть радость человечества. Скоро произойдёт утверждение его в земном сознании людей. В духовном оно утверждено давно, но у большинства ещё нет связи между духовным и земным сознанием. Поразительно, сколько знает дух и как мало это знание доходит до носителя его. Объединение с самим собой есть часть великой задачи Объединения. Задача раскрытия человеку его возможностей очень важна. Это и будет шагом к ступени царя духа. Братство трудится над сложением этих ступеней. Благословенна радость о Братстве. Она приобщает к нему. Когда-то будет написана история деяний Братства, и поистине это будет историей всей духовной и материальной культуры человечества. Также можно было бы написать историю непринятых и загубленных даров Братства, но не будет в Новом Мире такого вопиющего положения. Новый Мир — это врата открытые; разрушены отрицания, и сметены злоумышленные извращения. Мысли о Братстве очищают атмосферу и помогают лучам Твердыни проникать в толщу земную.

Из области мистики надо перевести Братство в область реального строительства жизни. Почему истинные Строители не признаны и не утверждены? Ведь путь Братства есть прообраз будущего человеческого восхождения, иначе как будут знать люди свои будущие ступени? Выражаясь современно, путь Братства есть программа пути людей, образец и пример, без которого можно заблудиться в дебрях иллюзии и материи; пример возможности достижений, ждущих нас.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 214. (1953 Окт. 31).

Разве могу не победить, когда Ты со мной?! В объединении с непобедимым — победа. Если допущено поражение, значит, не было объединения. В земных трудностях куётся слияние сознаний. Не в благополучии, но на пределе создаётся нить серебряная.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 215. (1953 Нояб. 3).

Ускоренные духовные достижения бывают непомерно тяжелы для тела. Оно, как материя грубейшая, не поспевает в своём утончении за ростом тонкой, разрежённой субстанции и скрежещет и падает в изнеможении. Получается разрыв между эволюциями тел, и это состояние очень мучительно для поспешающего духа. Но зато невозможно представить себе все преимущества этого устремлённого поспешения там, где тело уже сброшено и ничто не висит тяжким грузом на крыльях полёта. Когда груз сброшен, устремлённый дух взвивается вверх с неимоверной скоростью, и уже ничто не тянет его вниз. Так что опять тягота земного, задерживающего тела, испытываемая на земле, оказывается благодатью в Тонком Мире, и только там можно достойно оценить благую сторону этого явления.

Может ли тело поспешать за духом? Лишь при очень медленной, непроизвольной, несознательной эволюции. Но решившие идти путём кратчайшим должны испытать всю тяжесть непоспевающего и изнемогающего тела. Оно несомненно разрежается, утончается, становится светоносным, и материя в горниле духовного огня значительно сублимируется, но весь этот процесс всё же является по своему темпу значительно медленнее вихревой устремлённости духа. Каждое из тел борется за свою жизнь, и в этой борьбе физическое тело должно потерпеть поражение, так же как и астрал, иначе не утвердиться примату духа. Потому вступившего на путь утверждения духа оставляют все земные и чувственные радости, и остаётся одна радость, которая, как сказано в Бхагавад Гите, «сперва подобна яду» для низших принципов, но по мере роста высших «превращается в нектар». Потому можно явить снисхождение телу, не успевающему ассимилировать наплыв тонких энергий, и понять эти муки преображения. Там, в Мире Огненном, их не будет и ничто не задержит стремительность полёта.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 216. (1953 Нояб. 5).

Что нужно для успешности восприятий? Именно полная отдача себя Источнику восприятий. Невозможно делить своё сознание между Посылающим и ещё кем-то или чем-то. Это вовсе не значит, что приёмник должен стать бесчувственным ко всему окружающему и отрезать себя от всего остального мира. Наоборот, можно наблюдать резкое возрастание чувствительности ко всему вокруг и углублённые проникновения в окружающий мир. Тут вопрос идёт о сердечном устремлении, которое не может быть разделено. Восприимчивость зависит от этого сердечного устремления, которое не может быть ничем заменено. Вообще при этом процессе никакие суррогаты не годятся. Указ о нераздельности устремления имеет также в виду утверждение прямого провода. Нить не может быть прерываема, также и устремление; если оно разделено, то и нить расцеплена, значит, и провод разрушен.

Что укрепляет нераздельность устремления? Мудрость, рождённая из опытов прежних жизней, которая знает тленность всех временных явлений, притягивающих нас к себе. Когда объекты наших стремлений постепенно распадаются на наших глазах, являя свою непригодность к соединению, тогда приходят поиски истинной Реальности. Опыт этот многообразен и многогранен, и каждая грань сверкает своим прельщением и должна быть преодолена. Потому так нужна смена жизней и их условий, чтобы встретить и освоить всё многообразие мира и приобрести мужество противостояния. Именно мужество, ибо трусливое сознание боится правильной оценки вещей, прячась за пёстрые лохмотья иллюзий. Как же придёт устремление к Истине, если не отвергнуты иллюзии? Нельзя, нельзя служить двум господам, и когда-то придётся сделать выбор между Истиной и Майей. Когда он будет сделан, начнётся созидание канала с Источником Истины. Не отвергнувший заблуждения дух не примет сообщений правды. Они преломятся в его ложном сознании, как изображения в кривом зеркале, и где будет красота? Потому приветствуется очищение и выпрямление пути и освобождение сознания для примыкания к Источнику Истины.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 217. (1953 Нояб. 6).

Все достижения нужно начинать с их основы. Также и в объединении надо начать с самого основного — единения с Иерархией.

И тогда состоятся и все остальные виды единения. Почему так? Потому что при единении с Иерархией происходит наполнение сознания сознанием Иерарха и таким образом уничтожаются все преграды, препятствующие объединению. В высшем сознании не имеет места разъединение, так как это комплексное свойство принадлежит к разряду низшего астрала. Чувство разъединения состоит из многих свойств, исходящих из основного — самости. В число этих свойств входит зависть, соперничество, нетерпимость. Совершенно понятно, что эти отрицательные качества не входят в высокое сознание.

Потому указывается на наполнение существа сознанием Владыки, и тогда падут все преграды и придёт всевмещение, всеобъединение. Ибо высшее сознание вмещает всё. Также становится ясным, почему объединение, начатое снизу, кончается неудачей, так как не может земное сознание вместить высокий принцип единения, сущность высших миров.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 218. (1953 Нояб. 9).

Как на поверхности воды заботятся о водолазе, находящемся на дне морском, так идёт Наша забота о вас. Следим за каждым движением вашим и знаем, когда подать помощь. Знаем, какую степень давления может выдержать водолаз, и соразмеряем спуск. Знаем, когда приближается опасность, и отводим её. Знаем, когда поднять со дна моря испытавшего всё давление его. Ведь водолаз опускается на дно моря на срок и, выполнив задание, всплывает. Не его стихия морские пучины, и временно его пребывание там.

Также и дух чужд плотным земным сферам. Как водолаз, облекается он в тяжёлый скафандр плоти и опускается на дно земной атмосферы для преодоления её. Решив эту задачу, он всплывает снова в мир воздуха, эфира-огня, в свою сферу. Задание выполнено, и он снова может выйти на простор своей настоящей жизни.

Но, водолаз, находящийся на дне морском, пуще всего береги шланг, соединяющий тебя с воздухом поверхности. Достаточно на минуту остановиться его притоку, и ты погиб. Ни акулы, ни осьминоги, ни другие чудища моря не страшны тебе так, как повреждение провода. От акулы можешь увернуться и обрубишь щупальца осьминогу, но что будешь делать без воздуха?

Опасности земные духу не страшны, он недоступен им в плотной броне плоти. Ему страшен лишь перерыв канала, подающего воздух духу, соединяющего его с Иерархией. Защемился где-то провод в пучинах земного моря, и дух-водолаз погиб, задохнулся, ибо нечем дышать ему там, на дне земном, ему — частице Огня, питаемой Огнём, в Огне имеющей своё бытие и развитие.


Хотим предостеречь. Сейчас идёт отбор. Немногие поймут опасность земных глубин и провод Света могут повредить, себя губя. Но мысль о водолазе поможет не забыть, что воздухом мы дышим, а не водой и воздух нужен нам для поддержания жизни. Быть может, кто-то живёт там и без воздуха прекрасно? Да, спруты и акулы, моллюски и кораллы, и рыбы, но не люди. Ужель моллюску ты хочешь уподобиться, бессмертный, несотворённый, вечно сущий дух, частица беспредельной жизни?

Тебя зовут. Ты слышишь, через провод идёт не только воздух, но и зовы с поверхности далёкой, чтобы ты не заблудился в водорослях липких, в нагроможденьях скал, камней подводных, в причудливой растительности моря. Чтоб рыбы светофорные тебя, блестя огнём обманным, не прельстили; чтоб отраженье лунное в воде не принял ты за огненные знаки. Как много бликов под водой играет и преломляется в волне текучей! Не верь, распознавай и слушай голос, с поверхности струящийся к тебе. Внимай ему — тогда не будут стра'шны, губительны прельщенья водяные. Ты будешь знать и обойдёшь опасность.

Когда же ты жемчужину найдёшь на самом дне бездонном океана, она тебя в сто крат вознаградит за все твои страданья и лишенья, за тяготы подводные твои, за тяжкий груз пластов воды, на плечи твои налёгший до пределов силы. И жемчуг тот ты кверху отнесёшь, и к нити драгоценной ты прибавишь свою добычу в дар за воздух жизни.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 219. (1953 Нояб. 21 - 1954 Июль 19).

*Но вот окончен твой подводный день. Ты выполнил заданье боевое. Преодолел пластов воды напор и хищников морских не испугался; и одиночества холодное кольцо твой пылкий дух тоскою не сдавило; и ты достал жемчужину свою на самом дне глубин неизмеримых. И всплыть теперь ты на поверхность можешь. Настал счастливый час освобожденья. Тяжёлый панцирь водяной ты скинешь, почувствуешь ты лёгкость и свободу, вдохнёшь ты воздух жизни полной грудью и наконец своё увидишь Солнце.

О как о нём мечтал ты жадно, страстно в немом подводном скользком полумраке; как ты ловил его малейший отблеск, раздробленный текучею водою. Как твоё сердце устремлялось вверх, чтоб свет его и блеск его увидеть, чтоб ощутить его тепло живое всем существом, застывшим под водою, окоченевшим в холоде и мраке.

Теперь твоё желание свершилось. Вернулся ты в лучистую Обитель — в твой дом родной, откуда ты ушёл за опытом — жемчужиной глубинной. Своё сокровище не только добывал ты для себя, но в ожерелье ты вплёл его на благо всему миру, достав его в лишениях и муках.

Но всё забыто — Солнце пред тобой. В его лучах нет ни малейшей тени. В его лучах ты сам лучистым стал, прозрачным, невесомым и крылатым, и ты летишь, летишь, летишь туда, в очаг Огня, в Обитель зарожденья, откуда ты исшёл когда-то искрой, и искра эта разгорелась в пламя сознательной духовной высшей жизни. И Солнца свет, и свет в тебе — одно, в тебе оно, и в нём ты пребываешь; единства тайна пред тобой открылась, и в этой тайне жизнь заключена.


1 Окончание предыдущей Записи.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 220. (1953 Нояб. 11).

О НАГРАДАХ И РАБСТВЕ

«Каждый награждаемый есть раб». Примитивно понимается понятие награды и ещё примитивнее — рабство. Если спросить любого, хочет ли он быть рабом, каждый с возмущением откажется, но за наградой гонится всякий. Невозможно под наградой понимать лишь денежное или материальное вознаграждение. Это понятие имеет и психические ответвления, которые гораздо труднее обнаружить, чем грубо материальные. Жажда славы, признания, похвал есть тоже стремление к награде, и жажда эта всё растёт по мере удовлетворения её. Не отдавший себе отчёта в своих побуждениях остаётся в невидимых цепях рабства, которые не менее сковывают человека, чем видимые. Только работа ради работы не связывает. Вместивший эволюцию будет трудиться на её ниве ради самой эволюции, невместивший будет ждать каких-то личных наград. Есть свободная радость, не связанная со своей личностью, — она удел вместивших. Радость же о себе и наградах своих есть радость раба, и не долга она и не прочна. Колеблются весы счастья, и за радостью приходит скорбь, и раб своей судьбы предаётся терзаниям. Но светел путь вместившего радость космическую, ибо кто отнимет её у него. Итак, «где сокровище ваше, там и сердце ваше», и где сердце ваше, там и счастье ваше. Есть счастье получения и счастье отдачи. Познавший счастье отдачи — получит без меры, но находящий счастье лишь в получении — потеряет его. Легко вместить получение, и трудно вместить отдавание. Но вместивший последнее познает прочное счастье, и награда для него не камень преткновения.

Самонаграждение есть удел вместивших. Прозревший радуется солнцу, и в этом его награда. Солнце духа не перестанет сиять для прозревших в духе; какое другое сияние нужно им искать? Вся власть ложных, земных преимуществ падёт перед счастьем прозрения в Свет и приближения к Свету.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 221. (1953 Нояб. 13).

Человек состоит из двух существ — видимого и невидимого. Также и жизнь его делится на две части — зримую и незримую, явную и тайную. Подходя к человеку, невозможно судить о нём по видимым признакам только; правда, они отражают невидимую сущность его, но лишь до некоторой степени, и по отдельным признакам не охватить человека в целом. Надо прикоснуться духом к внутреннему существу, только тогда можно действительно познакомиться с человеком. Иначе будут незнакомые знакомцы, но могут быть и хорошо знакомые незнакомцы, и даже никогда не виданные люди, но постигнутые в духе. В Тонком Мире внутренняя сущность значительно выявлена, а в Мире Огненном только она и остаётся. Потому в снах можно увидеть настоящего человека, но при этом надо помнить, что сведения могут преломляться, проходя через сознание воспринимающего, и искажаться в соответствии с особенностями его ауры. Но развитое внутреннее чутьё подскажет, где правда и где искажение.

Как подземный источник, течёт внутренняя жизнь человека и иногда, внезапно, как родник из-под земли, пробивается наружу. Бывают целебные родники, и никто не знает их истоков и не видит их подземного течения. Таинственна жизнь родников, самоотверженно выбивающихся на поверхность, чтобы принести благо людям. Даже простое утоление жажды есть уже благо. Но для этого надо охранять подземные пути родника. Если их вскрыть — засорятся и засохнут, и не будет от того никому никакой пользы. Потому берегите родник, прикасайтесь к нему бережно, чтобы не ушёл опять под землю, унося от людей свои воды. И, прикасаясь к роднику, помните об истоках.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 222. (1953 Нояб. 14).

Что могу прибавить к работе порученной?

Работа порученная есть работа всего существа. В этом отличие работы на ниве Владык от всякой другой. Можно производить очень полезные действия, но если всё существо не настроено соответственно, то и польза будет частичная.

Вообще понятие действия будет пересмотрено. Действие внутреннее чрезвычайно обширно и касается многих сфер и требует множества условий, хотя оно и не видимо земному глазу и может не являть зримых результатов. Должная настроенность всего существа есть уже действие, есть очень существенная работа, затрагивающая как пространство, так и окружающих людей. Внешняя работа может быть или не быть, и, конечно, невозможно всё время пребывать на внешней работе, которая чередуется с видимым отдыхом, но состояние сознания есть постоянная работа вступившего на путь Сослужения. Называем это работой, так как этот процесс требует не меньших, если не больших трудов и усилий, чем всякое внешнее выполнение. Вмещение такой работы — результат расширения сознания, уже не ограничивающего себя одним известным видом деятельности. Вообще понятие неограниченности тесно связано со Служением. Нельзя перечислить все градации работы на эволюцию. Они так же многообразны, как и сама жизнь во всём её объёме. В этом красота, космичность пути. Как узки пути земные, даже самой лучшей, самой благой деятельности, по сравнению с этим открывающимся путём в сферу действия необъятного! Кем становится человек в этой сфере? Существом истинно космическим, таким же необъятным, неограниченным, неизмеримым. Так слагаются ступени пути Великой Души. И чем шире понятие работы порученной, тем шире сотрудничество с различными кругами и сферами сущего.


Когда всё величие явленное принесено на благо мира — в этом красота.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 223. (1953 Нояб. 15).

О НЕРВНОЙ ГОРЯЧНОСТИ В ДЕЙСТВИЯХ

Посмотрим с точки зрения начертаний. Всякая горячность сопровождается некоторой судорожностью движений, безразлично на каком плане, и начертание становится изломанным. Надо отличать горячность от горения. Горение есть начертание прямой линии, без дрожащих изгибов и перебоев в темпе рисунка. На первых порах эти два понятия — горения и горячности — часто смешиваются, но даже на самых малых примерах можно увидеть их различие в выражении и результатах. Можно начать с внешних малых движений, когда горячность даёт порывистость и суетливость, в то время как горение может внешне и не проявляться в обычном понимании, но даёт собранность и сдержанную чёткость в движениях. На плане астрала горячность являет вихри, мечущиеся подобно разорванным ветром клочьям облаков, в то время как горение даёт ровную прозрачную сферу, не колеблемую никакими внешними астральными дуновениями. В ментале лихорадочное состояние горячности сказывается в порождении несвязных обрывков мышления, непоследовательно скачущих один за другим. Но горение даёт целостную цепь здорового мышления и оформляет мысленный план. В сфере огня горячность совсем непригодна, так как получается самосгорание или, в лучшем случае, самообжигание, так как огонь неорганизованный, усиленный сферой огня окружающего, очень вреден и разрушителен. Но ровное горение согласуется с миром огня и взаимно усиливается и поддерживается.

Непоколебимость — поймём это понятие и с точки зрения колебания нашего огня. Пусть оно встанет для нас как столб немеркнущего, не мерцающего, но — ровно сияющего света. Много мудрости требует горение, мудрости, приходящей, с одной стороны, из опыта жизней, и с другой — из Высших Сфер. Не забудем это двойное обогащение. О нём можно сказать много — о сочетании в человеке мудрости накопленной с мудростью воспринятой. Именно это сочетание и даёт синтез оформления человека.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 224. (1953 Нояб. 20).

Ученик есть предстоящий. Много понятий вращают вокруг идеи ученичества, но мало понимают простое слово «предстоять». Если ученик мысленно не видит перед собой Учителя, где бы он ни был и что бы он ни делал; если он не становится по отношению к Учителю в положение постоянно предстоящего, то это ещё не есть вступление на путь истинного ученичества. Это мысленное предстояние преображает всю жизнь ученика. Это действие отражается на всех его мыслях, словах и поступках и накладывает на него неизгладимую печать приобщения к Высшему. Потому что предстояние есть приобщение, и последнее не может пониматься как какое-то однократное действие. Для истинного ученика приобщение к Иерархии, к высшему Миру есть процесс непрерывающийся, но всё возрастающий в силе и количестве. Прервать процесс приобщения — значит прервать связь. Результаты приобщения могут быть неявны по временам, но как часто именно неявное создаёт и решает судьбу человеческого духа.

Не раз замечали, что неявное становилось решающим и наиболее значительным, а явное отходило на второй план. Потому в своём развитии ученик постепенно вводится в осознание тонких и тончайших энергий, и удача ученичества лежит не в феноменах и чудесах, но в развитии способности улавливать, ощущать эти энергии. Без этой чуткости восприятия невозможен дальнейший рост сознания. Под этим ростом можно понимать очувствование сфер тонких вибраций, которые без этого очувствования окажутся для человека несуществующими. Мало прочесть в книгах о мирах незримых. Понимание их начнётся с момента личного восприятия. Откуда же придёт чуткость восприятия? С одной стороны, сам жизненный путь устремлённого ученика складывается для этого благоприятно, и жизнь, со всеми её трудностями и тяготами, является толкачом кверху; но с другой — предстояние перед Учителем, то есть пребывание в постоянном потоке высоких вибраций, также разрежает всю сущность ученика. Под этим двойным воздействием происходит то, что в Учении называется трансмутацией энергий и чувств.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 225. (1953 Нояб. 25).

Одно непосредственное ощущение стоит многих томов прочитанных книг. В сущности, и цель книг сводится к тому, чтобы подвести человека к этому непосредственному ощущению. С разных сторон прикасается Учение к какому-либо положению, пока наконец ученик не очувствует его. И только когда зазвенит струна очувствования, это значит, что идея воспринята. Далее идёт процесс ассимиляции, для которого требуется целый ряд очувствований, и только после этого длительного процесса можно считать, что нечто вросло в сознание, нечто стало частью человеческой сущности. Почему мы против ритуалов и формальных молитвенных бормотаний? Потому что они все не только не дают ощущения того, о чём упоминают, но часто наоборот — притупляют и сводят своей рутиной на нет возможность почувствовать высший смысл произносимого. Если человек не научился очувствовать то, что он читает, пишет или слышит, то можно считать, что знания эти останутся при нём лишь на срок существования его мозговой памяти, которая, как известно, на следующее воплощение не распространяется. С нами переходят наши накопления, которые есть не что иное, как очувствованные знания, отложенные в чашу непосредственного опыта. В Тонком Мире, где всё движется умением вызывать нужные ощущения, это положение невероятно важно. Там не помогут механические знания, если они не были приложены на практике. Умение накоплять психическую энергию основано на умении вызывать нужные для этого чувства. Когда способ зажжения внутреннего огня очувствован, то человек не останется в Тонком Мире в потёмках. Здесь мы можем лишь ощущать и изредка видеть отдельные искры наших реальных постижений, но в Тонком Мире всё это будет явлено в полной мере.

Для ученика мышление соединяется с очувствованием. Это соединение и есть путь становления. Тогда и чтение книг Учения становится двойным процессом чрезвычайного значения. Соединение ментала с сердцем есть необходимейшая задача. Лишь она создаст человека шестой расы.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 226. (1953 Дек. 12).

Творчество Наших людей многообразно и многозначительно. Не всегда они знают, что творят и что творится через них. Одно то, что каждому присвоен особый луч, уже является фактором особого значения. Этот луч, соединяясь с человеком, не может не оказывать влияния на окружающее. Распространение действия луча совсем ещё не учтено. Фокусы лучей есть фокусы средоточия благих и мощных энергий. Не посылаются особые лучи без наличия фокусов их восприятия. Правда, бывают лучи, предназначенные для целой страны или определённого места, но индивидуальные лучи также имеют очень важное значение.

Носитель Иерархического луча, или лученосец, являясь приёмником света, есть также и его распространитель. Степень силы луча зависит от световой вместимости лученосца, являя соответствие со степенью развития его шестого принципа. Без наличия хотя бы малого зачатка развития этого принципа получить луч невозможно. Потому сказано, что «ни ум, ни доброта не приводят к Нам, явление духовности необходимо». Надо понять, что даже самая высокая степень развития ментала не поможет, так же как и высокие добродетели, если не зажжена духовность, которая неизмеримо выше и ментала, и лучших качеств и находится на плоскости, не определяемой никакими понятиями, свойственными пяти низшим принципам. Если положить на весы все лучшие достижения человеческого разума и все превосходные добродетели вместе на одну чашу, а на другую — лишь искру духовности, то она перетянет, ибо в этой искре заключена возможность контакта с океаном Огня высшего, с источником всей жизни, разума и совершенства. Поняв духовность как контакт с Высшим миром, в котором заложены все достижения человека, вся помощь окружающему миру, сможем найти ей должное место в нашем микрокосме. Сила луча растёт вместе с духовностью. И можно сказать, что планета висит на этих нитях света, исходящих из высших сфер и соединённых с людьми, находящимися на земле.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 227. (1953 Дек. 21).

Люди делятся на служителей общего блага и служителей личного блага. О служителях тьмы говорить не будем. Но при вопросе о том, почему часто объединение бывает несостоявшимся, можно ответить — значит, здесь было служение личному благу. Тонка эта граница и часто неразличима внешнему глазу, лишь огонь сердца подаст трепетный знак. Потому знайте, что сотрудничество может состояться лишь между служителями общего блага, и именно лишь с ними и можно объединяться. Личное начало есть начало обособления по самой природе своей. Правда, служители личного начала могут принести много полезного, работая ради личного интереса, но не рассчитывайте на крепкое единение с ними. Рано или поздно, но личные пути всегда расходятся. В то время как путь общего блага один, и идущие по нему непреложно идут вместе. Потому ищите сотрудников, раскидывая мысль по всем мирам. Часто на дальней звезде отзвук бывает сильнее, чем у ближайших. И Мир Огненный есть мир сотрудников общего блага. Представить его с этой стороны — значит приблизиться к правильному пути к нему.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 228. (1953 Дек. 24).

Каждый, кто не соответствует, — уйдёт, сметён будет несокрушимым шагом грядущего. Безмерно усилится человек, идущий в ногу с эволюцией, и беспощадно сокрушится идущий вспять. Колесо истории, направляемое Рукой Владык, или вознесёт, или сотрёт, и имеющему искру эволюционности будет дано и приумножены возможности его, а у неимеющего отнимется и то непригодное, что он имеет. Не за что зацепиться неимеющим; уплывает корабль, и уходит земля из-под ног, и не найти твёрдой почвы, и не догнать корабля, уплывающего в будущее. Так происходит разделение, страшный суд эволюции.


Корабль планеты ускоряет ход

И к берегам грядущего плывёт;

И Кормчий, переплывший океаны,

Ведёт его в завещанные страны,

Незыблемым ручательством ведёт

Дорогой звёздной к Солнцу —

на Восход!

(Н.Д. Спирина)

 
Записи Б.Н. Абрамова. 229. (1953 Дек. 29).

Ноша личного блага и ноша Общего Блага. Одна гнетёт, другая возвышает. Одна подавляет индивидуальность, другая даёт ей полное развитие. Одна низводит дух, другая возносит. Что легче и что тяжелее? Невместившему кажется, что ноша Общего Блага непомерно тяжела, но она делает человека свободным, она даёт ему лёгкое дыхание, она делает его крылатым. Ноша личного блага может малоразвитому сознанию казаться неощутимой, но на пороге освобождения от неё выросшее сознание начинает понимать всю невыносимую её тяготу. Он начинает открывать, что всё, что мучило его, что омрачало его жизнь, что затемняло его горизонт, шло от этой ноши. Она сдавливала его дыхание, она наливала свинцом его ноги, не давала расти крыльям.

Сфера обитателей Общего Блага не многолюдна, но в ней дышится легко. Духи этой сферы крылаты. На каких бы ступенях эволюции они ни находились, они все объединены и движимы одним общим огнём чистого устремления и потому согласованы между собой поверх всяких слов и соглашений. Можно подойти с доверием к духу Общего Блага, ибо все разъединительные действия, вплоть до самого предательства, исходят от тёмной ноши личного блага. Всё начинается с малого и кончается большим. Малое личное желание может кончиться бездонной пропастью, и малая искорка Общего Блага может создать целый огненный мир в сердце носителя её. Потому сущности разных огненных размеров населяют счастливую сферу Общего Блага, иначе говоря, Мир Огненный, который так трудно представить от земли. Нередко самые простые люди являются носителями этой великой искры; из них выковываются будущие строители и герои. Любовь к родине есть вмещение одного из аспектов Общего Блага. С расширением понятия родины расширится и огненное устремление; важно, чтобы оно было. И сознание успешно растёт, подогреваемое чистым огнём. Всё растёт — и ноша тёмная, низводящая, и ноша светлая, возносящая. Прислушайтесь к голосу духа — чего он хочет, чем дышит, куда стремится?

 
Записи Б.Н. Абрамова. 230. (1953 Дек. 31).

Мир Огненный. II. 261. Ценим защиту сильных. Ценим заботу о них. Чем больше дух, тем труднее ему. Чем выше, тем опаснее, чем утончённее, тем более тяжко. Потому забота о вышестоящих показывает на расширенное понимание и вмещение ступеней восхождения. Если ниженаходящиеся нуждаются в охранении по причине слабости, то высшие — по причине ноши непомерной и непомерного натиска стихий и сил противодействующих. Такое понимание будет знаком новой эпохи, ибо прежде от высших хотели только взять. Конечно, к кому же обращаться за помощью и защитой, как не к высшим, но когда она явлена обоюдно, то и усиляется во много раз. Нигде не указан один полюс, но всюду взаимность и взаимодействие. Принцип гармонической кооперации лежит в основе Общины Мира, где царит общность интересов и постоянный обмен сил и посылок. Дух растёт, растёт и ответственность как вниз, так и вверх. «Великое служение есть великая забота». Поймём это указание по всей лестнице Иакова.


«Напрасно думают, что силы тьмы нападают лишь на слабые места. Очень часто хаос теснит именно самые сильные твердыни. Также буруны яростнее против утёсов. Потому нужно охранять каждую стену, и низкую, и высокую. Не забудем это, ибо часто люди думают о защите слабого и покидают сильного» (Мир Огненный. II. 261).

 
Записи Б.Н. Абрамова. 231. (1954 Янв.).

Очень трудна внутренняя, невидимая деятельность, но её необходимо утвердить на пути к Братству. Внутренние отношения, внутренние соприкасания, даже вопреки очевидности — они растят ментал и высшие принципы. Признать внутреннюю жизнь как существующую реальность уже будет освоением дальних миров.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 232. (1954 Янв. 1).

Бывают случаи, когда нужно сосредоточиться только на одном центре. Даже явленное руководство не должно отвлекать от этого устремления. Дверь открыта, и ответ готов на все лучшие мысли, посланные по указанному направлению. Особенности поручения составляют особенность судьбы. Не надо рассматривать это как лишение, но, наоборот, как высшее приобретение; таким путём не будут пропущены и лучшие возможности. Усмотреть в кажущемся лишении приобретение — не малое достижение, ведущее по избранному пути. Не сам ли дух избрал его когда-то, и лишь конечная личность протестует ввиду своего конечного сознания. Потому всякое недовольство неуместно, и заменяется сознанием посылаемых возможностей. Много путей земных, но един путь ко Владыке. — Помните о Владыке.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 233. (1954 Янв. 3).

Можно жить на земле, чувствуя себя находящимся в мире Иерархии. Если все элементы и царства природы суть выявления Иерархии и её сил и энергий, то, приняв это положение в сознание, можно быть в постоянном соприкасании с Корнем всех вещей и явлений. Можно обращаться к предметам и природе с мыслью и словом. Ведь за всем видимым стоит великая творческая мысль — Разум, и сердечное мысленное обращение будет достойным приношением. Не только на небе Иерархия, но и вся земля полна её чудесным мощным творчеством. И в самой плотной материи сверкают искры её огня.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 234. (1954 Янв. 10).

Первая забота о Высшем — не отяготить. Это закон сотрудничества.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 235. (1954 Янв. 16).

Люди приписывают Богам человеческие свойства, потому что сами не могут подняться выше их. Они не могут представить себе нечто поверх человеческих атрибутов. Только пробуждение духовности поможет поднять понимание Божественного.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 236. (1954 Янв. 18).

Главный вред враждебных действий не в том ущербе, который они наносят, а в тех переживаниях, которые они вызывают. Любой материальный и фактический ущерб окажется незначительным по сравнению с вредом от огорчений. Потому главное обезвреживание будет в предохранении себя от огорчений. Фактический ущерб заменится воздаянием, если была проявлена несправедливость, ибо космическая справедливость непреложна, но вред от огорчений целиком обрушивается на самого человека. И требование быть одинаково равнодушным как к моральным ударам, так и к физическому страданию имеет в виду и эту сторону дела.

Всякое неравнодушие к страданию усиливает его, равнодушие уменьшает и может даже свести на нет. Огорчение причиняет самопоранения, которые бывают много опаснее даже физических ран. От вражеских стрел охранят, но от самопоранений человек может охраниться только сам; никто не в силах защитить его от него самого. С устранением переживаний много болезней устранится.


Страшная власть одного человека над другим состоит в возможности причинять ему страдания и давать радости. Человек стремится к свободе, но, пока он связан с кем-то этими двойными цепями, он раб. И горька участь раба. Братство — объединение свободных, прежде всего. Рабу кажется, что цепи его несокрушимы, но они — иллюзия. Они — порождения его собственных страстей и привязанностей. Желание куёт их. Как только человек перестаёт страдать или радоваться от действий другого, этот другой теряет власть над ним. Никто и ничто не может причинить великой душе личную радость или горе.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 237. (1954 Янв. 22).

Можно читать глазами, можно читать мозгом, можно читать центрами. Тогда впитывается субстанция написанной мысли и происходит истинное проникновение в суть данного. Тогда происходит восприятие истинное, не извращённое наносными суждениями рассудка. Чаша пьёт познание высших идей. Можно ощутить её движение, можно почувствовать боль от расширения в груди, как будто ткани раздаются под напором чаши. Она выдаёт и она воспринимает. Из чаши можно пить, и в неё можно собирать. Это двойное действие вечного обновления сознания духа, залог неувядаемой вечной жизни нашего Я, бессмертие в вечном обновлении. Чаша пойдёт с нами во все миры, она в нас, и мы в ней; содержимое и содержащий — одно. В ней прошлое и будущее, вечный приток во всевмещающее и всесохраняющее вместилище. Без неё нет человека. Что есть человек без накоплений? И можно ли представить себе такое существо?

Луч пробуждает жизнь чаши. Она трепещет на его зов, и из статического состояния переходит в динамическое. Тогда становится возможным восприятие сокровенного — мыслей, содержащихся в луче, идей света луча. Их претворить может только чаша, и отложить в хранилище вечное, и довести до сознания. Принято представлять путь накопления из сознания в чашу, и это обычный, общий путь, но есть путь прямого восприятия чаши, тогда уже не может быть преломлений, происходящих при проходе через сознание. Иеровдохновение идёт этим путём, озаряя мгновенно и непреложно. Понимание в чаше, не в мозгу. Можно напрячь мозг до безумия, но он не постигнет и крупицы того, что так легко и мгновенно постигает чаша. Яснопонимание от центров, и чаша — синтез и средоточие всех пониманий.

Сердце и чаша неделимы.

Сердце — ключ к чаше.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 238. (1954 Янв. 23).

Понимание — когда каждое слово встаёт в действии.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 239. (1954 Янв. 24).

Насильственное вздёргивание не приводит к законному подъёму. Лучше подниматься своим путём, в своей работе; подъём может быть медленнее, но крепче. Всё — по сознанию, и нельзя искусственно ускорять его рост. Это приводит к восстанию. Род деятельности человек выбирает сам, по своим накоплениям. Для кого-то он кажется нехорош, но для выбравшего — самый лучший. Нельзя исходить от себя. Можно порадоваться каждому пути, если он ведёт по тому же направлению. Сколько людей, столько путей.

И на всех встретят, если сохранена искра Общего Блага.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 240. (1954 Янв. 27).

Проповедует Учение не только язык человека, но и сама его сущность. Если на земном плане требуется голос для передачи идей, то в сферах тонких сама сущность носителя Учения уже воздействует на окружающее. Эманации передаются непосредственно в виде лучей и света, и тонкие жители могут воспринимать их каждый по своему сознанию. Можно и говорить в Тонком Мире, можно мысленно общаться, можно пребывать в напряжённом устремлении — всё это будет видами воздействия и помощи в тёмных и средних сферах. При появлении света все могущие возгореться устремляются к нему, всё тёмное в ужасе уползает подальше во мрак. Так происходит разделение с первого же момента появления света. Затем идёт отбор по степени световместимости. Кто больше вместит, тот выше воспрянет. Нужда в свете в тёмных сферах велика, и идти надо, раздув все огни сердца. Мало могущих светить, но принявшие Учение — приняли свет, и претворившие его в себе — претворили в себя свет, и ткани их тонких и мысленных тел светоносны. По степени светоносности и польза. Можно так напитать Учением сущность свою, что она вся преобразится и не останется ни одного тёмного пятна личного уявления на светлой ткани нового тонкого тела. Такой преображённый человек будет являть собою свет Учения на всех планах бытия. Если в потёмках Тонкого Мира он будет источником света, то в Мире Огня он сольётся со светом в полной гармонии, принеся свою искру в великое пламя огненного служения эволюции.

 

Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 16 След. Все