Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Записи Б.Н. Абрамова. 1950 – 1971 гг.



Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 ... 16 След. Все

Записи Б.Н. Абрамова. 241. (1954 Янв. 30).

Две судьбы у человека — одна внешняя, другая внутренняя. Ток идёт по проводу в своём направлении и по своим законам; оболочка провода подвергается другим, внешним воздействиям. Внешний человек имеет свою внешнюю жизнь и свои выражения вовне; он изживает то, что должно быть изжито, и по карме проходит через те или иные обстоятельства и производит действия, положенные ему. Жизнь духа не поддаётся внешнему учёту. Он растёт, развивается и действует и имеет свою судьбу. Постепенно он вторгается в личную сферу внешнего человека и начинает вытеснять его, заполняя своим сознанием личный мир. На высоких ступенях нет этого деления на внешнего и внутреннего человека, там уже явлена единая монолитная индивидуальность, с единой судьбой, единой кармой.

В двойственных же натурах и карма бывает двойственной, или двойной, и это очень осложняет путь. Потому для сокращения пути самоединение необходимо. Как в человеке произойдёт воссоединение духа с материей, так же оно проявится и на земном плане. Материя станет одухотворённой, и дух выявится явно. Только в низшей части дуги круга материя плотно скрывает дух; то же и в человеке; эту точку мы уже прошли и теперь восходим к утончению материи и выявлению духа. Самое прекрасное, когда материя и дух слиты в полной гармонии, когда материя, облекающая дух, так прозрачна, так тонка, что ни одна искра его сверкания не затемнена, ни одно движение не ограничено; когда материя не путы, но сопутствующий; тогда наступает то царство небесное, или царство духа, о котором смутно и жадно мечтает дух в плотных тисках грубой материи. К этому идём, и каждый шаг к разрежению материи есть шаг к заветной и завещанной цели.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 242. (1954 Фев. 1).

Нужно освободиться от всех привязанностей, чтобы сосредоточиться на Владыке. Дружелюбие не привязанность, доброжелательство не привязанность, сотрудничество не привязанность. Именно личная привязанность — препятствие, а не условие для успешного сотрудничества. Во всём личном непременно имеется доля пристрастия, близорукости, неравновесия. Всякое неравновесие неминуемо вызывает обратное явление, и так маятник качается до тех пор, пока не придёт наконец в точку равновесия между двумя личными противоположениями. Привязанность есть груз, и на Вершину его не протащить. Вершина лишь для свободного духа, и поднимается он единой связью с Иерархией. Что ещё поднимет дух? Устремление снизу и отклик сверху ткут явление подъёма. Благо свободным. Они могут нерушимо сотрудничать, отдавая должную дань каждому, и являть благожелательство беспристрастно. Опыты жизни, правильно понятые, ведут к освобождению. Завершение — это венец всех освобождений, кульминация индивидуальной свободы. Невозможно представить от земли такое состояние сознания. Как отвязанный воздушный шар неудержимо взлетает наверх, так поднимается сознание, когда все нити прикрепления к земле и личному отвязаны. Беспристрастие — порождение свободы. Узка вершина, данная каждому духу, и нет на ней никому и ничему больше места. Как один-единственный язычок пламени на горящей свече, так стоит дух на вершине. И огонь свечи соединяется с огнём пространства.

В одиночестве — слияние.

В противоречии принятым земным понятиям познаем крупицы вечной Истины.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 243. (1954 Фев. 2).

Закон завершения (Мир Огненный. III. 23).

Завершение красотою есть постижение законов Бытия, которые есть красота. Путь к завершению — от извращений к Истине. Два полюса, как всегда. От каждого изуродованного явления жизни можно прийти к его истинному проявлению, то есть к Красоте. От неуравновешенного состояния всех принципов на планете можно пойти к великому закону равновесия, и сопоставление противоположностей, безобразия с красотой, неминуемо приведёт к последней. От предрассудков придём к Разуму, который есть гармония красоты. Как далеко это понимание от человеческих представлений о Разуме, который сведён до сухих исчислений рассудка! Извивы изворотливости принимаются за разумные действия, в то время как они лишены основного качества разума — красоты. Красота спутана с красивостью, в то время как она есть явление высшего согласования всех частей Макро- и микрокосмоса.

Возьмём извращённый принцип единства людей, делящий насельников земли по расам, нациям и кастам, в то время как существует лишь одно-единственное деление по сущности или, выражаясь языком науки будущего, по светотени. И процентное соотношение света и тени в человеке будет единственным мерилом разделения людей.

Дерзание — это когда человек перестаёт ограничивать себя (Мир Огненный. III. 55).

 
Записи Б.Н. Абрамова. 244. (1954 Фев. 5).

Одной из главных задач бывшего хозяина земли было сокращение сознания людей до минимума. На психическом плане его господство могло утвердиться лишь при этом условии. Всякое расширение сознания было прямой угрозой его владычеству, ибо рост сознания не мирится с ограничениями и устремляется, в своей вечной неудовлетворённости, за пределы Земли. Потому верные слуги его... яростно боролись против науки и ополчались на явление эволюции, в чём бы оно ни проявлялось. Они даже стремились утвердить Землю как центр Вселенной, со всеми светилами, вращающимися вокруг неё, чтобы уверить человека в том, что ему стремиться некуда и незачем. Все искажения великих Обликов и их идей имеют за собой руку Умалителя, опиравшегося на косность и невежество масс, им же порождённые. С одной стороны, инертность и плотность материи, сковывавшей слабое мерцание духа, с другой — полное содействие этому со стороны планетного духа, — под этим двойным давлением шло человечество тысячелетия. Сообразно можно себе представить, во сколько раз больше потребовалось светлой энергии и духовных усилий мощных Служителей Света, чтобы разрядить это двойное противодействие. Можно проследить по всей истории человечества, как тёмная рука теми или другими способами пыталась загасить каждую искорку света во тьме, столь приятной князю тьмы. И как неслышное дуновение из высших сфер раздувало каждый огонь духа и поддерживало его горение вопреки и наперекор всему. Законное развитие эволюции не требует того сверхчеловеческого героизма, который нужно было являть всем героям эволюции на нашей планете. И связь каждого такого борца за свет с Иерархией Света несомненна, даже если она происходила поверх его земного сознания. Ибо без связи со Светом не было бы света. Монады несут в себе потенциальную энергию, но для искры нужны два полюса. Зерно не может расти само по себе. Только взаимодействие его с лучами солнца даёт рост растению.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 245. (1954 Фев. 13).

Единство цели соединяет воедино. Можно почувствовать себя как бы частью одного тела, одного организма. Расстояние для этого не имеет значения. Братство основано на целеобъединении. Невозможно представить объединение людей, имеющих различные цели. Это распад, а не сочетание. Насильственно объединять таких людей — значит вызвать ещё более яростное отталкивание. Братство основано на свободном и естественном единении. Цель есть цемент, скрепляющий отдельных людей в монолит несокрушимый. Говорится о цели общей и высокой. Общая цель может быть лишь у людей, освободившихся от личных целей, разрушающих всякое единение.

Первый шаг к Братству есть освоение цели Братства. Освоить — значит сделать своим. Цемент цели присоединяет. Можно служить цели по-разному, и размеры Служения бесконечно различны, но огонь всегда однороден в сущности своей, будет ли это пламя одной свечи или гигантский костёр. Однородность в разнообразии — закон Космоса. Нет в нём однообразия, но основа едина. Так же и в Братстве при всём разнообразии выявлений — полная согласованность и единство.

Вступление в Братство происходит задолго до фактического присоединения. Кандидат выявляется на общности цели и затем проходит долгий путь сотрудничества в духе, без явного приближения. Но о нём знают, и судьба его уже связана с Братством и складывается по-особому. Этот момент духовного присоединения может быть отмечен чуткостью духа ученика тогда, когда совершается незримый поворот его внутренней сущности от мрака самости к свету Общего Блага, когда от личной цели он поворачивает к общей. Этот момент контакта выключает его из окружающей массы людей, с которой он уже не связан целями и интересами, и включает в цепь Служителей эволюции.

Можно отметить, что личные или низменные и тёмные цели как будто тоже спаивают людей, но эта спайка не прочна, как и само зло и самость по природе своей, ибо они основаны на тёмном огне-саморазрушителе. Если светлый, высокий огонь есть жизнедатель, то тёмное пламя пожирает носителей его, и всякий тёмный союз, таким образом, самообречён на разрушение. В свойствах огня — воздаяние и судьба человека и коллектива. Светлый огонь умножает силы и даёт непобедимость, потому стоит Твердыня тысячелетиями и в вечном труде и борьбе обновляет силы свои.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 246. (1954 Фев. 15).

Бывает третий, седьмой, четырнадцатый слух и зрение и другие чувства, также существуют и различные градации понимания. Обычному сознанию кажется, что понимание односложно — человек либо понимает что-то, либо не понимает. Но это не так. Можно представить себе градации понимания в виде пластов или завес. Один пласт снят — и открывается нечто, но под вторым пластом находится более углублённое понимание этого нечто, под третьим оно ещё глубже и так далее. Эти ступени понимания можно наблюдать при многократном перечитывании книг Учения. С каждым разом, если сознание растёт, понимается в читаемом нечто новое, открывается нечто новое, и нет конца градациям постижения Истины. Одна завеса падает с глаз сознания, и начинает брезжить свет. Вторая падает, и становится светлее, и так усиливается свет по мере углубления понимания. Не может постигающий сам определить степень своего понимания, так же как и слуха. Он может замечать лишь прогресс восприятий. Все ступени, проходимые учеником, известны только Учителю. Но когда при чтении много раз читанной книги вдруг появляется ощущение, что ещё какая-то завеса спала с мысленных глаз и нечто постигнуто превыше прежнего, то можно знать, что познание поднялось на новую ступень, и радоваться.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 247. (1954 Фев. 17).

«Чаша Востока». Письмо VIII. Тягость, испытываемая Учителем при контакте с учеником, прямо пропорциональна степени насыщенности ученика «животными эманациями себялюбивой, грубой толпы». Потому становится понятным, что люди, могущие идти по пути Учения и избранные стать учениками, часто подвергаются болезням и всевозможным физическим и нравственным страданиям, очищающим тело и дух. Разрежение — необходимое условие для приближения к Учителю, условие отнюдь не отвлечённо-моральное, а практически-физическое, ибо в понятие физики включается также закон вибраций и эманаций. Вопрос о согласовании вибраций сводится на земном плане к очищению тела, чувств и мыслей, и это происходит как путём непрестанных усилий со стороны ученика, так и путём разрежающих обстоятельств — болезней, страданий, разочарований и всяческих тягот. Страдания земные, вплотную стоящие, могут казаться велики и невыносимы по тягости, но если из-за этой давящей глыбы удаётся приподняться и заглянуть в перспективу будущего, стоящего за этой мрачной скалой страданий, то можно поразиться, какой чудесной цели служат все эти земные разрежения. Можно ускорить благотворное действие тех же болезней путём сознательного содействия предназначенной им цели — утончению и очищению всего комплексного организма человека. Если ученик поставил целью своей жизни приближение к Учителю, то ему приходится принимать и последствия, вызванные утверждением этой цели, то есть принять те условия, которые к этой цели приведут.

К прекрасной цели могут вести далеко не радостные пути, но путь не есть самоцель, а только средство, и все средства меняются в зависимости от продвижения. Законов духовного мира не обойти, но лучше знать их, чем брести во мраке незнания и изумляться терниям дороги.

Не только болезни служат разрежению и продвижению, но и борьба с ними, ибо правильная борьба вовлекает в действие высокую психическую энергию, без которой невозможны преодоления. Эта борьба напрягает мысль, ибо мысль есть великий фактор победы. Она напрягает находчивость, осторожность, бдительность, бережность к жизненной энергии. Всё это, конечно, в том случае, когда человек борется, а не сдаётся. Лечь бревном в гроб — не приведёт ни к победе, ни к Учителю, Который ждёт победивших и в последний момент помогает всегда. Его Рука не замедлит явиться во время боя, и тот, кто с Ним, — всегда победитель, если он хочет победить.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 248. (1954 Фев. 17).

После войны и победы начинается работа по восстановлению и строительству. После победы над князем тьмы можно начать строить беспрепятственно. Будут ещё попытки вредительства со стороны недобитых врагов, но эти остатки рассеянных полчищ уже не имеют тыла и основания своих сил, и все их махинации построены на песке саморазрушения. Теперь будет легко пресекать их вредительство. Они работают без поддержки и больше в силу своей природы, ибо план их разрушен и оплот сметён. Чем дальше, тем мощнее развернётся стройка Нового Мира, усиленная лучами благоприятствующих светил. Теперь всё на стороне Света, и последние противоборствующие уходят. Скоро будут поражаться успехам всех лучших начинаний, ибо некому будет ставить палки в колёса, и колесница прогресса покатится легко и стремительно по суждённому пути. Все освобождённые от непрерывной битвы энергии будут направлены на светлое строительство и потекут свободно, не задерживаемые тёмными запрудами ненавистников Блага. Скоро, скоро придёт Царь Славы, и неслышный шаг Его прогремит по миру великими делами. Всё процветёт, и каждое малейшее зерно, могущее дать всход, принесёт сторицей. Идёт эпоха освобождения и расцвета всех лучших зёрен.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 249. (1954 Фев. 21).

Каждое действие можно совершать с максимальной или минимальной затратой энергии. Это искусство, которому надо учиться. Это наука о сохранении энергии. Мы совершаем действия непрестанно, энергия тратится непрестанно. Сохранение в каждом действии хотя бы крупицы энергии уже сделает человека много богаче в смысле обладания ею. Учащённое дыхание происходит от поспешности, от суеты, от страха. Действие, совершённое в полном равновесии, не вызовет учащённого дыхания; действие, творимое в спокойствии и в молчании. Когда-нибудь можно будет подсчитать как затрату энергии от одинаковых действий, произведённых различными способами, так и количество сохранённой энергии. Этот подсчёт будут производить аппараты-измерители и с неумолимой точностью покажут, как в одном и том же действии можно сохранить или расточить энергию.

«Властелин мировой энергии» тот, кто умеет владеть ею, сохранять и собирать. Задержать в действии дыхание — значит собрать энергию, а не расточить и, собрав, насытить ею действие. Ибо расточение энергии в действии всегда отражается на самом действии, и максимально растрачивающий энергию в действии насыщает действие ею минимально (Н.К. Рерих. Действие).

 
Записи Б.Н. Абрамова. 250. (1954 Фев. 26).

Очень наивно было бы думать, что все духовные достижения сваливаются с неба на человека без всякого участия со стороны последнего. Наоборот, ожидается самое ярое, самое напряжённое самодействие со стороны ученика. Если он не создаст в духе своём встречных соответствующих энергий, он не воспримет высшего луча, который, не встретя соответствия для ассимиляции, не будет совершенно воспринят. Можно залить человека лучами, но все они скользнут поверх него, если его энергии им не соответствуют.

Так и явление иеровдохновения ожидается некоторыми, вместо того чтобы создать те токи духа, по каналу которых оно может проникнуть и дойти до центра сознания. Самосовершенствование нужно для соответствия; все лучшие качества нужны для этого и являются проводниками лучей; все благие устремления как открытые окна для лучей солнца. Но если не будет проявлена самодеятельность, человек не получит ничего. Ибо сам он открывает двери восприятия и сам закрывает их. И никто, кроме него, их не откроет.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 251. (1954 Март 2).

Луч целителен и благотворен, когда он согласуется с вибрациями человека. Но что происходит, когда луч устремлённый сталкивается с негармоничными ему эмоциями и устремлениями? Тогда он не только не может благотворно воздействовать на того, на кого направлен, но встреча его с несогласованными вибрациями порождает явление диссонанса, явление антагонистическое, которое отрицательно отзывается на организме человека. Это явление может способствовать как физическим болезням, так и психической неуравновешенности. Велико счастье соприкоснуться с высшим лучом, но необходимо помнить о двойственности всех явлений и знать, к чему может привести несогласованность с мощными энергиями. Можно отогнать луч недостойной встречей его, но последствием будет возвращение во тьму; можно принимать его частично, но явление половинчатости приведёт к нарушению равновесия в микрокосме человека со всеми последствиями этого нарушения; можно принять его сердцем и страстно стремиться к ассимиляции с ним, и тогда все недостатки и тёмные пятна личности растворятся, как лёд в реке под лучами весеннего солнца; и тогда придёт освобождение от всего ненужного сора, когда сущность человека решит кооперировать с лучом и содействовать ему. Ибо желание человека есть закон непреложный, и никакие, самые высокие энергии не преступят этого закона и не будут перерождать человека помимо его воли. Но когда воля направлена заодно с лучом Воли Иерархии, то нет границ помощи, нет границ достижениям, которые несёт луч, разве что властелин своей судьбы — человек — сам не поставит их. Но принявший в своё сознание сознание луча обычно уже не знает никаких границ, ибо Свет безграничен и внеграничен, и таковым становится и сознание, принявшее его.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 252. (1954 Март 4).

Люди веками наслаждаются драгоценными плодами творчества немногих избранных творцов, но кто задумается над тем, какая цена заплачена теми, дающими, за каждое созданное ими произведение красоты. За каждым достижением стоит незримая людям оплата его в виде страданий и напряжений, слёз и крови сердца. Кто знает ту почву, на которой возросли прекрасные цветы неувядающей мудрости и гармонии? Если б только люди могли догадываться о том, какие причины породили плоды творчества, они подходили бы к ним углублённо и проникновенно и ценили бы неизмеримо выше.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 253. (1954 Март 15).

Может быть мужество отчаяния, может быть мужество уверенности, мужество знания. Именно таким мужеством обладал великий полководец. Этот вид мужества приходит от прямой и крепкой связи с Иерархией. То неувядаемое очарование его индивидуальности, сила которого чувствуется через полтораста лет после его ухода, есть результат связи с Иерархией. Ни военный гений, ни личные высокие достоинства не дадут этого магнетического сияния, какое даёт контакт с высшим. Люди могут не понимать этого, но влияние этого света всё равно ими чувствуется. И мужество, и благородство духа, и находчивость, и ум — всё приобретает особое качество, особое значение, когда одухотворено Лучом Иерархии. Когда люди одухотворятся, они будут различать таких Лученосцев, сейчас же только сердца незатемнённые чувствуют их.

Отрадно, что молодые воины новой страны воспитываются под этим светлым именем. Глубоко значение такого воспитания. Касаясь памяти Лученосца и впитывая в сознание своё его заветы и личный пример, молодёжь невольно соприкасается, хотя бы косвенно, со светом Иерархии, одухотворявшим подвиги того, кому они решили следовать.

Он никогда не скрывал этой нерушимой основы своего геройства, но своеобразие выражения и неглубокость современников не позволяли осознать всё значение этой незримой Твердыни его побед. Грядущий век духоразумения оявит истинные лики не только Учителей человечества, но и их ближайших сподвижников. Даже в период предрассветной духовной обскурации свет этих огненных приёмников во тьме светит, и тьма его не поглотит.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 254. (1954 Март 17).

Наука о Луче. Можно ли подходить к Лучу научно? Необходимо. Наступает эпоха сотрудничества с Высшим Миром. Сотрудничество должно стоять на крепком основании. Что же даст эту основу? Не заоблачная мистика, которая уже в прошлом, но отвечающее будущему веку духоразумения истинное разумение истинных реальностей. Когда реальное относится в область нереального, то получается не подход, а отход, и многие отошли от религий, не найдя в них связи с действительностью. Наша задача дать людям Йогу, то есть связь, объединение двух миров, на основе новой науки, исследующей эту связь.

Пусть не отпугивает слово «наука» в приложении к Высшему Миру. Область тончайших энергий познаваема и достойна познавания. Мало того — познать её необходимо, ибо непознанные и неизученные энергии останутся без приложения, без применения, без принятия, что равносильно гибели эволюции. Ведь вся эволюция будущего зиждется именно на кооперации с высшими энергиями.

С чего начать? С себя. О наблюдениях и записях говорилось давно. Эти зафиксированные наблюдения и сопоставления и положат начало новой науке. Каждый прикоснувшийся к Учению уже в какой-то степени вступил в контакт с высшими токами, следовательно, в этой своей степени он и может дать сведения о своём опыте. Не будем тревожиться о том, что опыт мал и ступень невелика.

С малого и начнём, и наука будет расти вместе с нами. Никакая наука не спускается готовая с неба, но является плодом целого ряда опытов, не только совершаемых человеком, но и проходимых им.

Йога есть наука, проходимая путём личного опыта, со всем многообразием индивидуальных проявлений. Эти проявления, собранные воедино, помогут синтезировать и создать цельную картину достижений в сфере новой нарождающемуся новому человечеству. Как мозаика состоит из крошечных осколков, но, искусно подобранные, они дают ясное изображение, так и опытные наблюдения многих, собранные вместе, помогут созданию стройной научной доктрины о сотрудничестве с лучами, токами, энергиями того мира, который для сознания прошлых поколений был или несуществующим, или недостижимым. Дерзания заключаются прежде всего в новом, противоположном всему прошлому подходе к явлениям. Преодолеть прошлое не легко, но принявший Учение уже дерзнул оторваться от всех пут атавизма духовного и всяческого, следовательно, и дерзания ему близки. Также необходимо преодолеть иллюзию ненужности своих дел и трудов. Эта иллюзия — от данного часа. Но для него ли дано Учение и позваны могущие принять его? И данный час уже уходит, и не для него мы живём и трудимся. Мы — люди часа будущего. Заглянем в будущее и поймём, как остро нужны наши первые шаги для тех, кто идёт и пойдёт за нами. По чьим следам пойдут они, когда дух их позовёт, когда настанет такой момент, что идти больше будет некуда?

Первые карты в областях неизведанных, неисследованных проложим мы, первые огнеходы, открыватели огненных земель, куда ступить ноге нового человека суждено. Познавание лучей, огней, звуков, знаков совершенно необходимо в преддверии того времени, когда все эти явления хлынут огненным потоком и, непринятые, вызовут смятение и разрушение. Ввести их в русла будет необходимо, но русла приходится прокладывать своими руками. Не только каждый наш правильный шаг, но и каждая осознанная и исправленная ошибка в этой области — уже достижение и достояние будущего, конечно, не только наше и нашего.

Мы ещё слишком самоотгорожены в своём сознании от человечества, чтобы в полноте понять, насколько мы фактически с ним связаны. Эта связь — органическая и не зависит от осознания или признания её с нашей стороны, как связь между клетками и органами одного организма. Но когда эта взаимосвязь будет доброжелательно осознана, то и энергия к действию усилится. Ведь мы тоже живём и дышим опытом тех, кто шёл и идёт впереди нас, оставляя за собой бесценные плоды своего великого самоотверженного опыта для тех, кто идёт позади. Чем бы жили мы и кем были бы без Учения, которое есть наука Жизни в таком объёме, который совершенно невозможно было бы представить до его появления. Но пути познавания безграничны, в зависимости от особенностей и накоплений каждого, и каждый принесёт своё в добавление к сокровищу данному. Учение не ограничивается тем, что уже дано, но оно, как сама жизнь, живёт и трепещет в каждом живом существе, во всём сущем. Оно есть сущность огня всепроникающего, и нет предела исследованию и познаванию его. Сейчас мы берём его нужность ещё на веру, но уже много явных знаков того, что без него уже не прожить, и волны огня уже звенят в ушах наших. Потому самое спешное понимание законов огня требуется.

Пользуясь Лучом, можно получить и дать знание. Будем учиться пользоваться им.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 255. (1954 Март 23).

Дух Строителя Цикла насыщает цикл мощью Духа своего. Мы уже вступаем в этот новый цикл, и новые токи пронизывают людей, вызывая в них самые различные реакции. Кто торжествует духом, тот наш. Ведь приближается наша эпоха, и в ней мы не будем чувствовать себя чужими, пришельцами с другой планеты, как это было в уходящем тёмном веке. Потому по мере приближения нашего времени будет возрастать наша радость. Наши устремления объединяют нас. Они создают каналы общения между сердцами. По этим каналам посылается нам благодать. Огонь бежит по проводам и зажигает могущие гореть сердца.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 256. (1954 Март 30).

Духовный подъём не должен оставлять человека безоружным.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 257. (1954 Апр. 3).

Пересмотрим понятие одиночества. Наше понимание его так же отличается от людского, как и все остальные понятия. Люди считают, что одиночество — это безлюдие, пребывание без людей. Такое положение крайне тяготит и считается бедственным. В то же время есть категория людей, которые стремятся к такому одиночеству, к изоляции, краткой или длительной. Значит ли это, что они стремятся уйти от мира? Наоборот, они стремятся соприкоснуться с ним полнее и шире и многограннее. В Нашем понимании одиночества в смысле прекращения общения не существует, и там, где у земного сознания оно начинается, у Нас оно кончается. И когда духовно развитый человек один, тогда он именно не один. Его окружает великое пространство, наполненное и переполненное дарами для него, и провод сердца, связывающий его с близкими по духу, начинает действовать. Когда же он по-земному не один и общается с людьми себе подобными, то именно тогда он и оказывается в одиночестве и ощущает его сообразно ступени своего духа, чем выше, тем острее. Мы против отшельничества и стремимся войти в гущу жизни, чтобы разрядить и насытить её высшими энергиями, но понятие одиночества должно быть при этом понято глубоко. Мы должны быть готовы к нему, иначе оно подавит нас именно там, где люди его не ждут. Отрыв от людских сфер неизбежен, но он идёт параллельно со связью с высшими сферами. Если этот процесс совершается гармонично и в равновесии, то не происходит мучительного явления отрыва от одного без прикрепления к другому. Но бывает и так, что человек уже оторвался, но ещё не прикрепился, и тогда его охватывает тягостное чувство одиночества и обособленности от мира. Между тем никакого обособления в Космосе нет и быть не может, и если оно ощущается, то это значит, что духовные щупальца-соединители ещё не выросли. Но если нити духовного сродства и симпатии уже функционируют, то ощущение общения так же сильно, как при земных встречах у обычных людей, если не больше. Потому что земной контакт затрагивает внешнего человека, а духовный — внутреннего, что неизмеримо сильнее и глубже воздействует и соприкасает. Итак, где у людей что-то начинается, у Нас оно кончается, и наоборот. Сферы и планы бытия беспредельны, и конец там, где какая-то область не воспринята. Как только она вмещена — начинается начало, и так без конца. В этом красота вечной непрекращающейся познавательной жизни, роста во все измерения. Их, конечно, не четыре, но четвёртое на очереди для землян. Относительность одиночества тоже область четвёртого измерения. Только в его сфере можно понять то, что сказано.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 258. (1954 Апр. 7).

Общение между людьми оправданно, когда оно служит эволюции. Община основана на целесообразном общении. Обмен опытом, обмен красотой, обмен знанием — всё это может служить для роста человека и пользы вселенского дела. Но бессмысленные встречи и пустые разговоры из общины исключены. У сотрудника эволюции всё осмыслено и целеустремлено'. Оправдание общению должно быть найдено, иначе коллектив земной не сдвинется с места. Потому предельная занятость хороша — она учит ценить самый малый отрезок времени, и когда время приобретает ценность, то изживается расточительность его.

Можно понять, как качество встреч людских отражается на пространстве. Как потрясается оно от сгущения несогласованных энергий при общении без смысла и цели, при сборищах негармоничных. Мало кто заботится о здоровье пространства, но каждое его потрясение обращается на людей, и посеянное ими в нём ими же и пожинается. Потому что мы живём в пространстве, окружены им и от него неотделимы. Профилактика пространства войдёт в науку будущего. Теперь карается нарушение общественного порядка и спокойствия; в век духоразумения будет преследоваться нарушение пространственной гармонии. Взаимодействие между пространством и человечеством станет очевидным и ощутимым. И тогда от людей потребуется ответ за каждую их встречу, за каждый сгусток энергии, брошенный в пространство.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 259. (1954 Апр. 9).

Готовимся к освоению целинных и залежных земель духа. Много целины нетронутой, много земли заброшенной, заросшей сорняком. Земли ждут. На целине хороши всходы; много соков таит целина. Великая работа ждёт. Очистить от сорняков, выкорчевать пни, осушить болота. Под всем этим ненужным и мешающим лежит земля — цельная, плодоносная, ждущая зёрен. А по зёрнам и всход будет. Кто больше зёрен принесёт, у того и всход будет богаче, и урожай обильнее. Ждёт земля.

Помощь сеятелям будет, но руку приложить надо. Зёрна заготовлены, но их надо взять. И посеять. И позаботиться о всходах. И собрать урожай. В каждом зерне — искра света дальних миров. Свет посеянный даст свет приумноженный. Так придёт эра света.

Не будет пустынь на новой земле, но радостные цветущие сады и поля. Запустение духа не сравнить с запустением планеты, так оно велико.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 260. (1954 Апр. 10).

Устремление есть движение духа. Именно, это не статическое, но динамическое состояние. Нельзя путать устремление с желанием. Желание есть эмоция, устремление есть действие. Бездейственного устремления не существует. Если действие не проявлено, значит, и устремления нет. Причём это динамическое действие охватывает всего человека в целом. Если дух устремляется, а тело бездействует, то это не будет полноценным устремлением. Настоящее устремление есть синтез согласованного действия всех тел, или принципов, как бы весь комплекс энергий охвачен одним огнём. Вся деятельность человека становится подчинённой ведущему устремлению. Характерная черта истинного устремления — неуклонность его нарастания, без затухания и вспышек. Ритмические волны не есть хаотическое метание, и нельзя смешивать с перерывами и миганиями циклическую последовательность приливов и отливов.

Ладья Архата не меняет курс в зависимости от погоды и привходящих обстоятельств и точно знает своё назначение.

Устремление сочетается с собранностью энергии. Мятущийся огонь не устремлён, разорванные хлопья летят во все стороны по воле ветра. Лишь предельная конденсация энергии соответствует истинному устремлению. Как рука плотно сжимается в кулак для нанесения удара, так уплотняются и собираются воедино все силы духа и материи в человеке при ведущем устремлении. Желания могут появляться и исчезать, но устремление есть монолит нерастворимости и окружает сущность человека крепостью.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 261. (1954 Апр. 26).

Поворотный момент начался. События приближаются к земному плану для своего выявления. Острый момент и роковой для многих. Старые страны делают свой последний шаг. Скоро всё старое заменится новым, и то, что успело стать старым в новой стране, тоже уйдёт. Уйдут и те, кто не даёт войти новому. Накаляются слои, и напряжение в сферах земных небывалое. Созданное и существующее на тонком плане вплотную приблизилось к воплощению, и потому такое напряжение. Можно этот процесс сравнить с родами. Действительно, это роды созревшего плода тонких сфер. Боли не миновать, но и радость будет велика.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 262. (1954 Апр. 28).

Каждый человек должен занимать в жизни другого определённое место. Если он занимает не то место, какое ему следует, получается нарушение равновесия, приводящее к антагонизму и разрушению дел. Отводится ли ему слишком большая или чересчур маленькая роль — это одинаково вредно. Определить, какое место должен занимать каждый приходящий в жизни человека, — требует большой соизмеримости и целесообразности. Только представляя себе совершенно ясно цель своей жизни, можно найти каждому в ней место. Большей частью значение людей чрезвычайно преувеличивается, в то время как главнейшее не занимает достойного ему места. Подставлять человека на место Высшего есть разрушение пути. Кумиры возносятся и свергаются, и в этой шумной и небезопасной игре проходит жизнь и улетучиваются лучшие возможности. Потому даются предостережения в древнейших заповедях о несотворении себе кумира. Не только люди, но и все явления жизни должны занимать своё место в микрокосме ученика. Явления могут несоразмерно казаться огромными или незначительными, но знающий соизмеримость мудро отведёт каждому и всему своё место. Отводя людям не причитающееся им место, мы предъявляем к ним несоответственные требования. Антагонизм неизбежен. Но мудрое понимание значения и роли каждого приведёт к истинному сотрудничеству.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 263. (1954 Май 4).

Принцип экстериоризации чувствительности может быть увеличен до целых народностей. Например — определённой стране угрожает опасность. Но по предназначению она должна быть охранена. Тогда назревшая опасность переносится для разрядки на другую страну, и там скопленная враждебная энергия разрушается и уничтожается. Иногда невозможно бывает рассеять собранные энергии сразу, тогда остаётся перенести их по целесообразности и дать им выявить и израсходовать себя в другом месте. Иначе план эволюции потерпел бы большой ущерб и многое полезное было бы разрушено. Это одна из тактик борьбы с тёмными. Принцип подвижности плана включает в себя перенос чувствительности, иначе говоря, отвод нежелательных энергий от мест или людей определённого значения.

«Если найден принцип явления, то размеры его зависят от техники. Так перенесение чувствительности может принять самые различные размеры. (…) Принцип перенесения чувствительности может быть увеличен до целых народностей. Можно этим принципом избежать многие опасности» (Община. 174).

 
Записи Б.Н. Абрамова. 264. (1954 Май 7).

*Одиноко шла, несмотря на многолюдное окружение. Последователи понимали частично или извращали, доставляя этим страдания, значительно превосходящие физические. Ноша поручения была так велика, что никакие человеческие силы не смогли бы нести её. Кругом плотными стенами стояли враги. Невежество и лжезнание, суеверие и спиритизм, тормозивший законное постижение тонкого мира; косность и страх перед всем, что казалось новым и необычным; клевета и непонимание даже ближайшими — на что могла опереться она? Где было взять силы для преодоления и труда?

Но силы приходили, и, больная и фактически одинокая в тёмном людском лесу, она шла напролом, отважная, прямая, бросающая в лицо невежеству и лицемерию лжерелигий и лженаук неслыханные откровения правды.

Путь, характерный для героя духа. Если бы путь был лёгок, не было бы героев. Люди мечтают и молят о лёгком пути. Но куда ведёт он? Ведь только спускаться легко; подниматься всегда трудно. Но люди не думают о конечной цели — лишь бы было легко идти. Герой духа о пути вообще не думает, трудный или лёгкий — но его путь непреложен. Именно отсутствие колебаний определяет героя. Не герой, кто оглядывается в поисках выбора. Герой знает, куда идёт, и, имея перед собой конечную цель, не смущается особенностями дороги. Он может страдать и изнемогать, но он всё равно идёт. Он живёт этим — своим трудом и продвижением. Трудиться для эволюции для него так же естественно, как дышать. Это — выражение его жизни. Потому герои не задерживаются долго в промежуточных состояниях и отдых для них только накопление новых сил. И труд, и отдых, бдение и сон — всё служит для единой цели.


* Запись посвящена Е.П. Блаватской.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 265. (1954 Май 11).

Вступление в Общину есть присоединение в духе к мощнейшему коллективу строителей эволюции. Присоединение происходит добровольно и тогда, когда дух сознаёт пространственность служения. Телесное присоединение ещё ничего не значит. Если дух не готов, то и объединение не состоялось.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 266. (1954 Май 22).

«Приближение обусловлено движением психической энергии» (мысль в полусне).

Если она движется свободно, то и продвижение идёт беспрепятственно. Именно свободный её поток и несёт к цели. Не может приблизиться связанный, так как психическая энергия действует только в свободном состоянии. Освобождённость сознания или связанность сознания влияет на поток энергии. Он или течёт, или стоит преграждённым. Свобода от всех отрицательных выявлений необходима для правильной циркуляции психической энергии. Если река перегорожена запрудами, далеко ли можно уплыть по такой реке? Течение прервано, и ход остановлен. Но свободно льётся непрерываемый поток. При наблюдении над своей психической энергией можно замечать эти периоды свободного её течения или торможения. При этом явственна физическая реакция. В первом случае дыхание становится свободным и углублённым, появляется прилив сил и лёгкость движений; во втором — дыхание спирается и тело наливается тяжестью, и трудно бывает найти силы к действию. Каждое отрицательное качество преграждает поток энергии, каждая несоответственная законам психической энергии мысль, чувство, побуждение. Законы психической энергии дают себя знать на каждом шагу. Нужно лишь наблюдать, и всё становится ясным. Простота космических законов делает их маловероятными для узкого наблюдателя, но за этой простотой кроется вся сложность многогранного бытия. Стремление раскрепостить поток своей энергии приведёт к приближению. Нет ничего такого, чем не стоило бы поступиться ради свободы «счастливого потока». Он понесёт к счастью.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 267. (1954 Май 30).

Сердце бьётся в унисон с Космосом. Такое сердце может быть названо космическим или божественным, ибо Космос и есть Бог в своём выявлении. Функции такого сердца так же бесчисленны, как и космические выявления. Протянутые нити сочувствия образуют Общину, не ограниченную сферами земли. Ведь если Община не вмещена в сердце, то её и не существует. Формальная община — несоединимое понятие. Сердце есть средоточие и цемент Общины. На таком сердце создаётся твердыня единения.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 268. (1954 Июнь 8).

Очень важно осознавать, что устремление, сердечное, непреложное, всегда даст замыкание тока, так как сверху всегда устремлена энергия навстречу. Там не может быть отказа или запрета. Весь вопрос лишь в соответствии. Потому вся забота стремящегося — о том, как стать соответствующим.

Взаимность обеспечена соответствующему.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 269. (1954 Июнь 12).

Каждый, прилежащий к Учению, имеет связь с Владыкой и, таким образом, в какой-то степени является проводником Его Луча. Он может этого не сознавать, но всё равно он будет носителем и распространителем посылаемой энергии. Ведь бывают вестники как сознательные, так и бессознательные. Таким образом, они, осознанно или неосознанно, будут нести свет, будучи намагничены Лучом. Но поручения бывают различны и на разные сроки. Часть сотрудников предназначена быть собирателями и трансмутаторами Слова, даваемого и рассчитанного на периоды большой длительности. Не на текущий момент лишь даются и творятся труды, не только для немногих данного часа, но для тех многих, которые воскреснут и придут в обороте эволюции. Нужно сохранить Слово, этот хлеб насущный для будущих поколений. Те, кому это поручено, то есть могущие это выполнить, остаются в определённых и необходимых для этого условиях. Не скажем, что эти условия легки, они несказанно тяжки, но в том сочетании, которое требуется для данной работы.

Одно — отражать свет, другое — пропускать его через себя. Известная прозрачность сознания нужна для этого. Если бы можно было показать кристалл сознания и степени его помутнения или просветления, то многие бы устремились к усилению его светопропускной способности. Потому что прозрачный кристалл, пронизанный лучом, есть явление редкой красоты, а каждое мутное пятно на нём обезображивает кристалл и задерживает луч света.

Восприемники света, так можно назвать тех, кто даёт через себя. (…) Намного сложнее их поручение, но и результаты растянуты на века. Чем сложнее, чем тоньше, тем дальше в эволюцию.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 270. (1954 Июнь 13).

Счастье есть известное состояние психической энергии. Состояние это может быть обусловленным или не обусловленным внешними причинами. Таким образом, счастье может быть условным или безусловным. Есть причины условные — известное сочетание внешних явлений, именно при которых человек только и может чувствовать себя счастливым. В погоне за достижением таких внешних явлений и проводит всю жизнь большинство людей, так как стремление к счастью есть коренное стремление человечества, хотя мало кто знает, что это есть неосознанные поиски великого Аума, психической энергии того качества, которое одно и даёт ощущение счастья. Но всё условное остаётся условным до конца и, основанное на внешних условиях, так же непрочно и конечно, как и они сами. Крах условного счастья можно наблюдать непрестанно в жизни каждого человека, и это в конце концов приводит к мысли о том, что люди ищут своё сокровище не там и находят не то, что им действительно нужно.

Счастье безусловное не обусловлено никакими внешними причинами, которые могут быть или не быть, прийти и уйти, начаться и кончиться. Оно основано на твердыне своего духа, который есть неразрывная часть Единого вечносущего. Состояние безусловного счастья есть непрерывающийся контакт с вселенской Жизнью, ощущение своего бытия в ней. Эта полнота жизни, которую люди пытаются искусственно создать путём известного сочетания внешних обстоятельств, совершенно от внешней жизни не зависит. Пространственная тоска не есть несчастье, и чуткий отзвук на страдания ближних тоже не несчастье, так же как и ощущение боли. Ощущение несчастья есть искажение, искривление правильного состояния психической энергии путём отрицательных переживаний и настроений, которые одни, но никак не внешние обстоятельства, могут нарушить течение потока счастья. Всё внутри — и счастье, и несчастье, но не вовне. В отношении человека к окружающему миру и лежит ключ к его счастью.

Оно не приходит мгновенно и навсегда сразу. Нужно научиться удерживать это ощущение. Ощутив счастье однажды, надо запомнить эту вибрацию и научиться вызывать её и удерживать. Вначале вихри накопленных разрушительных эмоций будут атаковать нарождающуюся и ещё не окрепшую новую положительную энергию, но в борьбе с ними и в постоянстве её утверждения она будет постепенно укрепляться, пока не заполнит сознание до краёв и навечно.

Наука о счастье. Да, наука. Именно надо подвести твёрдое основание под основу жизни и здоровья. Бесполезно бороться с болезнями, если счастье не утверждено, так как состояние несчастья есть причина многих болезней или, во всяком случае, благодатная почва для процветания их. Потому вопрос о счастье будет поставлен в новой эпохе вполне научно. Уже принят термин «психопрофилактика»; пусть пока в малом размере, но уже допущено вмешательство психики в жизнедеятельность организма. Вопрос о счастье ждёт своей разработки и пересмотра наряду со всеми коренными вопросами жизни. Он ближе всего связан с психической энергией, главным вопросом эпохи.

Через себя дадим ответ, только через себя.

Пройдя сами — научим других. Институт психической энергии начнётся сначала в нас, потом осуществится вовне. Но непрошедший не научит. Опыт во всём, личный, осознанный и продуманный, в свете Луча Иерархии разъяснённый, — он ляжет основой нового знания. Ценны опытные работники, лаборатории в себе несущие. Они и создадут храм новой науки.

 

Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 ... 16 След. Все