Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

О XXV Абрамовских чтениях 2021 года


  
  

Ежегодные Абрамовские чтения состоялись 1 августа в г. Венёве Тульской области, где прошли последние годы жизни Б.Н. Абрамова (1897–1972), духовного ученика Н.К. и Е.И. Рерих, мыслителя и подвижника. Накануне днём для участников Чтений была проведена подробная экскурсия по экспозиции Музея Б.Н. Абрамова. После неё гости были приглашены на пешую прогулку по историческому центру Венёва, сопровождавшуюся рассказом о его основных достопримечательностях, с выходом к реке Венёвке. Познавательное общение продолжалось более трёх часов.

Памятные мероприятия были организованы Тульским Рериховским исследовательским центром (ТулРИЦ). В работе Абрамовских чтений приняли участие почитатели творчества семьи Рерихов и их последователей из разных мест: Москвы и Подмосковья, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Уфы, Тулы и Тульской области.


Экскурсия по экспозиции Музея Б.Н. Абрамова в г. Венёве Тульской области. 31.07.2021 г.
Экскурсия по экспозиции Музея Б.Н. Абрамова
в г. Венёве Тульской области. 31.07.2021 г.
Пешая прогулка по историческому центру города Венёва. 31.07.2021 г.
Пешая прогулка по историческому центру
города Венёва. 31.07.2021 г.

Пешая прогулка по историческому центру города Венёва. 31.07.2021 г.
Пешая прогулка по историческому центру
города Венёва. 31.07.2021 г.
Пешая прогулка по историческому центру города Венёва. 31.07.2021 г.
Пешая прогулка по историческому центру
города Венёва. 31.07.2021 г.

Река Венёвка.
Река Венёвка.
Цветник вокруг святого источника в г. Венёве.
Цветник вокруг святого источника в г. Венёве.

Абрамовские чтения открылись приветствиями от Сибирского Рериховского Общества (СибРО, г. Новосибирске), Уральского Рериховского общества (г. Екатеринбург), Ярославской Рериховской группы.

В связи со всемирным празднованием в 2021 году 60-летия первого полёта человека в космос во время Чтений экспонировалась небольшая выставка «Зов Беспредельности», состоящая из репродукций картин Н.К. Рериха и Б.А. Смирнова-Русецкого. Выступление сотрудниц ТулРИЦ Н.В. Башковой и Т.В. Дидовой имело одноименное название. В нём с позиции Живой Этики рассматривались два пути освоения человечеством космических пространств: внешний (технический) и внутренний (тонко-энергетический).

Замечательным событием этого года явилась находка сотрудниками СибРО в архивных материалах Н.Д. Спириной в Музее Н.К. Рериха (г. Новосибирск) неизвестного музыкального произведения Б.Н. Абрамова «Для любви, красоты и мечты…», написанного на его стихотворение «Смысл жизни». Рассказ Н.М. Кочергиной, гл. редактора ИЦ «Россазия» СибРО, лег в основу сообщения об этом. Участники Чтений с радостью прослушали видеозапись концертного исполнения этого произведения солисткой новосибирского Театра оперы и балета О. Колобовой.

Доклад «Из Харбина в Россию. Посвящается памяти А.С. Падерина (1914-1979)» был представлен В.Ф. Черниковой и Л.С. Полтавской, сотрудницами Уральского Рериховского общества (г. Екатеринбург). Аркадий Семенович Падерин и его мать разделяли идеи Учения Живой Этики и входили в круг людей, духовно близких к Абрамовым, и в Харбине, и после переезда в СССР. На родине А.С. Падерин три года работал в совхозе на целинных землях в Казахстане и только после этого смог переехать в г. Свердловск на постоянное местожительство. На протяжении всей жизни он испытывал глубокое почтение к Б.Н. Абрамову, следовал его духовным наставлениям. Приезжал вместе с женой для общения в Венёв.

Валентина Феодосьевна Черникова подарила Музею Б.Н. Абрамова ценные мемориальные вещи: две поздравительные открытки Падериным, подписанные Н.И. Абрамовой, записную книжку А.С. Падерина.



В сообщении «Учение Живой Этики и Учение Жизни» В.В. Макарова, сотрудника ТулРИЦ, был освещен вопрос о соотношении двух указанных понятий и выделены три значения “Учения Жизни”, используемые в рериховской литературе, очерчены круг первоисточников и этапы развития Учения в XIX и ХХ веках.

Классификация ряда методов и способов духовного совершенствования была представлена в докладе Н.В. Башковой «Как растет сознание?» Основу систематизации составили четыре направления развития: повышение качества сознания, преодоление пространства, преодоление времени, повышение психоэнергетического напряжения внутренних сил человека. Последовательное применение предлагаемых в Учении способов совершенствования помогает осуществлять этот процесс созидательно и достигать нового уровня гармонии, познания и творчества.



Изучением темы духовного сердца “как микрокосма Сущего” уже не один год занимается Г.М. Ишевская, сотрудница общественно-просветительского центра «Мир Востока» при Институте востоковедения (г. Москва). В докладе «Некоторые аспекты символики сердца» она рассмотрела в широком историко-культурном контексте значение таких символов, как крест, свастика и дордже, тесно связанных с образом сердца как источника жизни и бессмертия, единства духа и материи, женского и мужского начал.

В докладе В.В. Макарова «Учение Живой Этики о невозможности и возможности освобождения от Кармы» анализируются различные толкования Кармы – ключевого понятия как для восточных религиозно-философских учений, так и для философии Живой Этики. В Учении утверждается несостоятельность суждений о прекращении и уничтожении Кармы как таковой, ведь этот закон предстает основной движущей силой эволюции всего сущего. Вместе с тем подчёркивается необходимость изживания человеком кармического груза отрицательных качеств и долгов прошлого.

Тему справедливости, воздаяния и милосердия органично продолжил доклад «Заглавие драмы Н.К. Рериха “Милосердие” как отражение её проблематики» А.В. Макаровой, сотрудницы ТулРИЦ. На фоне гражданской войны, развернувшейся на страницах драмы, особенно сильно и остро чувствуется нужда в правильном понимании и проявлении милосердия. Оно, с одной стороны, призвано охранить от озлобления и мстительности, но, с другой, не должно вести к сентиментальности и попустительству злу. Несмотря на то что это понятие упоминается в пьесе всего два раза, многие герои ярко проявляют свое отношение к нему.



В 2021 году отмечается 100-летие публикации поэтического сборника Н.К. Рериха «Цветы Мории». П.Ф. Беликов, глубокий исследователь-рериховед (чьё 110-летие со дня рождения мы отмечаем в этом году), по праву рассматривал этот сборник «как своего рода введение к книгам серии Живой Этики». История его создания и краткий анализ были представлены в ещё одном докладе А.В. Макаровой.

Тему рериховского наследия продолжил доклад «“Священные Знамёна Преподобного”. Часовни во имя Св. Сергия в жизни и творчестве Н.К. Рериха» Т.М. Деменко, руководителя видеостудии СибРО. На протяжении жизни Н.К. Рерих неоднократно обращался к образу Сергия Радонежского, увековечивая его как в картинах и статьях, так и в архитектурных проектах. Неустанными трудами мастера имя Святого Сергия широко вошло в орбиту духовных устремлений и помыслов многих людей разных культур.

Как известно, через китайский город Харбин пролегал путь Н.К. и Ю.Н. Рерихов во время Маньчжурской экспедиции, а для многих выходцев из Российской империи он стал родным домом на долгие десятилетия. Об истории этого города, о драматичной жизни русских эмигрантов, о волнах “возвращенцев” в СССР и их судьбах рассказывается в докладе «Харбин в 1920-1950-х годах» бакалавра востоковедения А.А. Винограденко (г. Москва).

С Харбином были связаны 48 лет жизни и Н.Д. Спириной (1911-2004), духовной ученицы Б.Н. Абрамова, последовавшей за своим учителем в СССР. Именно в России особенно ярко проявились её таланты исследователя Рериховского наследия, поэта, инициатора создания СибРО и двух Музеев Н.К. Рериха в г. Новосибирске и на Алтае. В этом году мы отмечаем 110-летие со дня её рождения. К этой дате был приурочен показ фильма студии СибРО «Свет Неугасимый».

В июле текущего года Музею Б.Н. Абрамова в г. Венёве был передан замечательный дар – коллекция из 14 минералов. Она была подарена В.Н. Лихачёвым, известным мастером по дереву и камню, руководителем Творческого объединения «Самоцветы» (с. Верх-Уймон, Республика Алтай). Сотрудники ТулРИЦ подготовили сообщение с описанием коллекции минералов и их значимости для здоровья людей. Как и все доклады на Чтениях, это выступление сопровождалось яркой слайд-презентацией.



Алтайскую тему продолжила Т.В. Дидова, которая провела две недели в Музее Н.К. Рериха в Верх-Уймоне. Она показала фотографии экспозиции Музея и прекрасных пейзажей.

Сотрудники московского представительства СибРО рассказали о новых книжных изданиях ИЦ «Россазия». Как и ранее, они поддерживают работу книжного киоска во время Чтений, что дает возможность участникам приобрести интересные книги, альбомы и репродукции.

С кратким рассказом о творческих проектах ТулРИЦ выступила Н.В. Башкова, выделив среди них: ведение сообщества “Б.Н. Абрамов – духовный ученик Н.К. и Е.И. Рерих” в социальной сети «ВКонтакте», создание нового раздела «Аудиокниги» на сайте «Этика во мне», публикацию нот песни Б.Н. Абрамова «Птица залётная» в тульском музыкально-литературном альманахе «На лирической волне» (№ 8, 2021 г.) и др.

В конце программы Абрамовских чтений с небольшим сообщением выступила М.П. Чистякова (г. Щекино, Тульская обл.). Она передала сотрудникам Музея Б.Н. Абрамова дар от О.И. Тананаевой (г. Москва), когда-то помогавшей ухаживать за Н.И. Абрамовой в последние годы её жизни. Были вручены фотографии и символическая картина в форме открытки, которые Б.А. Смирнов-Русецкий дарил своим ученикам.



Абрамовские чтения прошли в доброжелательной, дружеской атмосфере. Участники выразили надежду на встречу в будущем году, когда будут отмечаться 125-летие со дня рождения и 50-летие со дня ухода из земной жизни Б.Н. Абрамова.


Башкова Н.В.,

ТулРИЦ, научный сотрудник Музея Б.Н. Абрамова